|
представления о выгоде.
4. В этом мире никогда не увидишь что-либо, сделанное при отсутствии
желания [награды]; ведь все, что [человек] делает, исполнено из
желания.
5. Правильно * живущий по этим [предписаниям] * достигает бессмертного
состояния (amaralokata), а в этом мире достигает [исполнения] всех
задуманных желаний.
6. Корень дхармы - вся Веда *, священное предание (smrti) и поведение
знающих [Веду], а также поведение добродетельных людей* и
самоудовлетворение^.
7. Какой закон для кого ни был бы объявлен Ману, он весь изложен в
Веде, ибо он [был] всезнающ.
8. Рассмотрев все это * глазом знания *, разумный согласно авторитету
священного откровения пусть стремится [к исполнению] своей дхармы.
9. Ибо человек, следуя дхарме, объявленной в священном откровении и
священном предании, достигает в этом мире славы, после смерти -
наивысшего блаженства.
10. Под священным откровением (?ruti) разумеется Веда, а под священным
преданием (sm^i) - щастры, [содержащие предписания] дхармы
(dharma^astra); эти оба во всех делах не должны быть оспариваемы, так
как дхарма возникла от них.
11. Тот дваждырожденный, который, опираясь на логику, презирает их,
должен быть изгнан добродетельными [как] безбожник^ и хулитель Веды.
12. Веду, священное предание, поведение добродетельных и
самоудовлетворение - это объявили четырьмя очевидными источниками
дхармы.
13. Знание дхармы предписывается для непривязанных к выгоде и
желаниям; для желающих знать дхарму священное откровение - высший
авторитет*.
14. Когда имеется противоречие в двух отрывках из священного
откровения, они оба считаются дхармой, потому что они оба объявлены
правильной дхармой.
15. [Так, например], агнихотру* [каждый может] совершать всегда -
после восхода солнца, до восхода, а также когда ни солнца, ни звезд не
видно: так это [говорит] ведийское священное откровение.
16. Да будет известно, что для кого предписаны обряды, сопровождаемые
[чтением] священных текстов (mantra), начиная с обряда при зачатии и
кончая обрядом на похоронах,- для того [существует] право на эту
щастру, ни для кого другого *.
17. Страну, созданную богами, которая [лежит] между божественными
реками Сарасвати * и Дришадвати *, называют Брахмавартой.
18. Какое поведение традиционно в этой стране, такое объявлено
добродетельным поведением для [чистых] варн и имеющих смешанное
происхождение.
19. Равнина Куру^, [территория] матсьев, панчалов и щурасенаков - это
страна Брахмариши^, [следующая] непосредственно за Брахмавартой [по
своей святости].
20. У брахмана *, рожденного в этой стране, пусть все люди на земле
изучают свой образ жизни.
21. Та страна, которая [лежит] между [горами] Хим^ват* и Виндхья, к
востоку от Винащаны * и к западу от Праяги *, называется Мадхьядеще^.
22. [Пространство] же от Восточного океана и до Западного океана между
теми горами мудрые назвали Арьявартой".
23. Страна, в которой в природном состоянии (svabhavatah) водится
черная антилопа, должна быть признана годной для жертвоприношений, но
далее этого - страна млеччхов *.
24. Дваждырожденному следует стремиться в эта страны; щудра же,
понуждаемый необходимостью изыскания средств к жизни, может жить в
любой.
|
|