|
это *.
101. Брахман ест только свое, носит - свое и дает - свое; ведь другие
люди существуют по милости брахмана.
102. С целью определения обязанностей (karman) его* и остальных мудрый
Ману, происшедший от Самосущего, составил эту щастру.
103. Она должна быть тщательно изучена и правильно сообщена ученикам
[только] ученым брахманом, никем другим *.
104. Брахман, изучающий эту щастру и ведущий образ жизни,
соответствующий объявленному [в ней], никогда не пятнается грехами,
[совершенными] в мыслях, [а также] словесными и телесными.
105. Он очищает [всякое] сборище и родичей - семь предшествующих и
семь последующих [поколений]; только он один имеет право на всю эту
землю.
106. Эта [щастра обеспечивает] наилучшее благополучие, увеличение
разумения, вечную славу, высшее блаженство.
107. В ней полностью изложена дхарма, добродетельность и греховность
деяний, а также извечное правило жизни четырех варн.
108. [Это] правило жизни - высшая дхарма, изложенная в священном
откровении *, а также в священном предании *; поэтому желающий себе
блага дваждырожденный * пусть всегда следует ему.
109. Брахман, пренебрегающий правилом добродетельного поведения, не
вкушает плода Веды *, но следующий ему считается вкушающим обильный
плод.
110. Мудрецы, видя, что дхарма исходит из такого правила, приняли
правило благочестивого поведения за лучшее основание всякого
благочестия.
111. Сотворение мира, правило ритуальных действий, выполнение
религиозных обетов, поведение и важнейшее правило омовения *,
112. бракосочетание и описание свадебных обрядов, правило великих
жертвоприношений * и вечный порядок щраддхи *,
113. описание [способов] снискания средств к жизни, обязанности
снатаки *, пища дозволенная и недозволенная, ритуальное очищение и
очищение вещей,
114. исполнение дхармы женщинами, отшельничество, конечное
освобождение и отречение от мира, полная дхарма царя и способ решения
тяжб,
115. правило опроса свидетелей, а также дхарма жены и мужа, дхарма
наследования, игра и удаление шипов *,
116. поведение вайщиев и щудр, происхождение смешанных каст
(sarnkirna), дхарма для [всех] варн при бедственных обстоятельствах, а
также правило искупления грехов,
117. тройственный вид переселений душ, происходящий от деяний, высшее
блаженство, различение добрых и дурных качеств деяний,
118. вечные дхармы страны, дхармы каст (j'ati), дхармы семей, дхармы
еретиков * и обществ * - [все это] Ману объявил в этой щастре.
119. Как это объявил в щастре некогда спрошенный мною Ману, так это вы
теперь от меня узнайте".
Такова в дхармащастре Ману, изложенной Бхригу, первая глава.
ГЛАВА II
1. "Узнайте ту дхарму, которая одобрена сердцем, которой следуют
ученые, добродетельные, свободные от ненависти и страстей.
2. Желание не похвально *, но в этом мире нет отсутствия желания, ибо
на этом желании основано изучение Веды, исполнение ведийских обрядов.
3. Желание имеет корень в представлении о выгоде, жертвоприношение
имеет происхождение в представлении о выгоде, обеты * и дхарма,
предписывающая воздержание ", - все считаются родившимися от
|
|