|
вления [в шрути об этом следствии].
III.2.26 (344) Поэтому [индивидуальная душа становится единой] с Безграничным,
ведь так указывается [в священном писании].
III.2.27 (345) Но поскольку [в шрути] преподаётся о том и другом [отличии и
неотличии, отношение запредельного Брахмана к индивидуальной душе] подобно
отношению змеи к её кольцам.
III.2.28 (346) Или же подобно [отношению] света и его сущности, так как оба –
светящиеся.
III.2.29 (347) Или же [отношение между двумя (т.е. дживой и Брахманом) таково],
как [сказано] прежде.
III.2.30 (348) И вследствие отрицания [отличия в шрути] (Брихадараньяка III.7.
23).
Тема 7: Брахман един, без второго
III.2.31 (349) [Оппонент говорит, что есть что-то] высшее, нежели этот
[Брахман], вследствие терминов, обозначающих берег, меру, связь и отличие [и
употребляемых по отношению к Нему].
III.2.32 (350) Но [Брахман именуется берегом и т.д.] вследствие подобия.
III.2.33 (351) [Утверждение, что Брахман имеет размер,] сделано для облегчения
понимания (т.е. для упасаны, или искренней медитации), в точности как описание
[четырёх] стоп [Брахмана] (Чхандогья III.18.1-2).
III.2.34 (352) [Утверждение, касающееся связи и отличия в отношении Брахмана,
сделано) вследствие особых мест, как в случае света и т.п.
III.2.35 (353) И это разумно.
III.2.36 (354) Подобно этому, вследствие отрицания всех других вещей [нет
ничего, кроме Брахмана].
III.2.37 (355) Этим [утверждается] вездесущность [Брахмана] в соответствии с
указаниями священных писаний о протяжённости [Брахмана].
Тема 8: Он (Господь) посылает плоды действий
III.2.38 (356) Только от Него [Господа] – плоды действий, поскольку это
обосновывается рассуждением.
III.2.39 (357) И поскольку так преподаётся в шрути (Брихадараньяка IV.4.24).
III.2.40 (358) По тем же соображениям (т.е. на основании авторитета священных
писаний и рассуждения) Джаймини полагает, что религиозная заслуга (дхарма) [–
это то, что приносит плоды действий].
III.2.41 (359) Но Бадараяна считает первого (т.е. Господа) [причиной плодов
действий] поскольку это о Нём говорится как о причине [самих действий].
Раздел 3
Тема 1: видьи, упоминаемые в священных писаниях и имеющие одну форму, образуют
одну видью
III.3.1 (360) [Видьи или упасаны], описанные в разных текстах веданты,
[одинаковы] вследствие неотличия наставления и т.д. (т.е. в отношении связи,
формы и имени).
III.3.2 (361) Если будет сказано, что видьи самостоятельны вследствие отличия
[в деталях], то мы отвергнем это, поскольку даже в одной и той же видье [могут
иметься такие незначительные отличия].
III.3.3 (362) [Ритуал несения огня на голове связан] с изучением Веды [у
приверженцев Атхарваведы], поскольку так [об этом говорится] в Самачаре, и [это
также следует] из того, что это – право [изучающих Атхарваведу], как в случае с
[семью] жертвоприношениями (Саурья и т.д.).
III.3.4 (363) [В священном писании] также преподаётся [это].
Тема 2: детали одинаковых видей, упоминаемые в различных местах, следует
объединять в одной медитации
III.3.5 (364) И [в упоминаемых в различных шакхах (редакциях текстов)] упасанах
одного вида [следует] сочетать [все детали, содержащиеся во всех шакхах],
поскольку нет различия в объектах медитации, в точности как в главном
жертвоприношении [сочетаются] вспомогательные ритуалы, [упоминаемые в различных
шакхах].
Тема 3: видьи, в которых говорится о разных объектах, являются самостоятельными,
даже если они так или иначе похожи
III.3.6 (365) [Оппонент говорит:] если будет сказано, [что Удгитха-видьи
Брихадараньяка-упанишады и Чхандогья-упанишады] различны вследствие [различия
в] текстах, то мы отвергнем это из-за неотличия [их сути].
III.3.7 (366) Напротив, нет [единства видей] из-за различия объекта, точно так
же как [медитация на Удгитху] как на высочайшее и величайшее (т.е. как на
Брахман) [отличается от медитации на Удгитху как на пребывающего в глазу и т.д.
].
III.3.8 (367) Если будет сказано, [что видьи есть одно] вследствие
[одинаковости] названий, [то мы ответим, что] это [уже] объяснялось; кроме того,
эта [одинаковость названий] присутствует [и в случае самостоятельных, по
общему признанию, видей].
Тема 4: Ом можно охарактеризовать термином "Удгитха"
III.3.9 (368) И поскольку [Ом] простирается [над всем в Ведах], он вполне может
быть [охарактеризован термином "Удгитха"].
Тема 5: Единство прана-видьи
III.3.10 (369) Вследствие неотличия [видьи] везде [во всех текстах различных
шакх о прана-видье] эти [упомянутые в двух из них] качества [должны быть
добавлены] в других местах [например, в Каушитаки-упанишаду].
Тема 6: атрибуты Брахмана – блаженство и прочие – должны сочетаться в одной
медитации
III.3.11 (370) Блаженство и прочие атрибуты, [которые описывают истинную
природу] высшей Сущности (т.е. Брахмана), [должны быть объединены все вместе
изо всех мест при медитации на Брахман].
III.3.12 (371) [Такие качества, как] радость, являющаяся Его головой, и прочие,
не должны объединяться, [поскольку они подвержены] возрастанию и убыванию
(упачайапачайау), [а это возможно только] если имеется отличие, [а
|
|