|
емя вследствие отдельного утверждения [шрути].
Тема 6: когда души входят в растения т т.д., они лишь временно привязываются к
ним, не превращаясь в них
III.1.24 (315) [Нисходящая душа входит] в [растения], оживлённые другими
[душами], как и в предыдущих состояниях [пребывая на эфирном плане и т.п.],
вследствие утверждения священного писания (не рождаясь в них в буквальном
смысле этого слова, а только временно сопребывая в них, поскольку эти растения
не являются личной кармой души).
III.1.25 (316) Если будет сказано, что [деятельность приношения жертв] нечиста,
[то мы скажем, что это] не так вследствие авторитета священных писаний (шрути).
III.1.26 (317) Затем [душа становится] соединённой с совершающим зачатие.
III.1.27 (318) Из утробы [возникает новое] тело.
Раздел 2
Тема 1: душа в состоянии сна со сновидениями
III.2.1 (319) [Оппонент говорит, что] на промежуточной стадии [между
бодрствованием и глубоким сном находится настоящее] творение, поскольку так
говорится в [шрути].
III.2.2 (320) А в некоторых [редакциях Вед (катхаках) утверждается, что
всевышний Господь –] Творец, а сыновья и т.д. [– объекты любви, которые Он
порождает; так считает оппонент].
III.2.3 (321) Но это (т.е. мир сновидений) – простая иллюзия (майя-матра),
поскольку его природа не проявляет себя с полным качеством [атрибутов
реальности].
III.2.4 (322) Но [хотя мир сновидений – иллюзия], всё же он указывает [на
будущее], поскольку [это мы находим] в шрути, и знатоки сновидений также
утверждают это.
III.2.5 (323) Но медитацией на всевышнего [Господа становится проявленным то,
что скрыто [неведением, т.е. тождество Господа и души], ибо от него [Господа] –
её (души) неволя и свобода.
III.2.6 (324) И это [сокрытие владычества души] также от её связи с телом.
Тема 2: душа в состоянии сна без сновидений
III.2.7 (325) Отсутствие этого (т.е. сновидений, или глубокий сон) в нади
(каналах тонкого тела) и в "Я" (Атмане) известно из шрути.
III.2.8 (326) Поэтому пробуждение – от Него (т.е. Брахмана).
Тема 3: из глубокого сна возвращается та же самая душа
III.2.9 (327) Но та же самая [заснувшая душа возвращается из Брахмана после
глубокого сна, и это видно] вследствие деятельности [этой души, её] памяти [о
себе] и предписаний священных писаний.
Тема 4: природа обморочного состояния
III.2.10 (328) В обмороке – частичное состояние [глубокого сна или смерти],
поскольку это остаётся [как единственная приемлемая гипотеза].
Тема 5: природа Брахмана
III.2.11 (329) Двойственных свойств у Всевышнего (Брахмана) не [может быть] и
от [различия] места; ведь повсюду [священное писание учит о Нём как о свободном
от любых различий].
III.2.12 (330) Если будет сказано, что это не так вследствие отличия, [о
котором говорится в священных писаниях], то мы ответим, что это не так,
поскольку в отношении каждой [такой формы] в шрути провозглашается
противоположное этому.
III.2.13 (331) Кроме того, некоторые [учат] так.
III.2.14 (332) Воистину Брахман – совершенно вне формы (арупават), поскольку
таков главный смысл [всех текстов о Брахмане].
III.2.15 (333) И как свет [словно принимает форму при контакте с обладающими
формой вещами, так и Брахман принимает форму в соединении с упадхи, или
ограничивающими факторами], поскольку не лишены смысла [тексты, в которых
Брахману приписывается форма].
III.2.16 (334) И [в шрути] говорится, [что Брахман] – только То (т.е. разум).
III.2.17 (335) [В священном писании] также показывается [это, и] подобным же
образом говорится и в смрити.
III.2.18 (336) По этой самой причине [Брахмана описывают] сравнениями, такими
как образы Солнца и т.п. (сравнение о Солнце и его отражениях в воде).
III.2.19 (337) [Оппонент говорит:] но [между этими сравниваемыми двумя вещами]
нет подобия, поскольку в отличие от воды [в случае Брахмана никакая вторая
вещь] не воспринимается.
III.2.20 (338) Поскольку [запредельный Брахман] пребывает внутри [Своих
ограничивающих факторов], Он участвует в их возрастании и убывании; благодаря
[являющемуся результатом этого] соответствию обеих [сравниваемых вещей] это так
(т.е. сравнение является верным).
III.2.21 (339) И вследствие утверждения священного писания (Брихадараньяка II.5.
18, Чхандогья VI.3.2).
Тема 6: объяснение текста "нети-нети" ("не то, не то")
III.2.22 (340) То, о чём говорилось до сих пор, отрицается [словами "не то, не
то" (Брихадараньяка II.3.6), и шрути впоследствии] говорит о чём-то ещё.
III.2.23 (341) Тот [Брахман] непроявлен, ибо [так] говорится [в священном
писании] (Мундака I.1.6, III.1, Брихадараньяка III.9.26).
III.2.24 (342) А кроме того, [Брахман воспринимается] в искренней медитации,
[как мы знаем] из шрути и смрити.
III.2.25 (343) И как в случае [физического] света и прочего нет различия, так и
между Брахманом и Его проявлением в деятельности вследствие повторяющегося
наст
|
|