|
ебывает внутри этих
элементов].
Тема 8: процесс растворения элементов идёт в порядке, обратном их сотворению
II.3.14 (230) Порядок [растворения элементов в Брахмане во время пралайи, или
растворения вселенной], является обратным этому (т.е. порядку их сотворения), и
это разумно.
Тема 9: упоминание об уме и разуме (виджняне) не свидетельствует об ином
порядке сотворения и поглощения
II.3.15 (231) Если будет сказано, что между [Брахманом и элементами]
[упоминаются] разум и ум (виджняна и манас), [и что поэтому их возникновение и
последующее поглощение должно происходить внутри] этого ряда вследствие их
логически выведенных признаков, [в результате чего порядок создания элементов
нарушается], то мы говорим, что это не так, вследствие неотличия [разума
(виджняны) и ума (манаса) от элементов].
Тема 10: рождение и смерть не присущи душе
II.3.16 (232) Но упоминание об этом (т.е. рождении и смерти индивидуальной
души) применимо только к телам движущихся и неподвижных существ и является
метафорическим, [если применяется по отношению к душе], поскольку существование
этих терминов зависит от существования этого [т.е. тела].
Тема 11: индивидуальная душа (Атма) вечна, Она не создана
II.3.17 (233) Индивидуальная душа (Атма) не [порождается (на-Атма), поскольку
об этом] не упоминается в священных писаниях (а-шрутех), и поскольку она вечная
согласно им (текстам шрути).
Тема 12: природа индивидуальной души – разум (джня)
II.3.18 (234) По этой самой причине (т.е. что она не создана) [индивидуальная
душа – это сам] разум (джня).
Тема 13: размер индивидуальной души
II.3.19 (235) [Вследствие утверждения в священных писаниях о] выходе (уткранти),
уходе (гати) и возвращении (агатинам) [души она не бесконечна в своём размере;
душа имеет размер атома].
II.3.20 (236) И вследствие того, что двое последних (т.е. уход и возвращение)
связываются с душой [т.е. действующим лицом, душа имеет размер атома].
II.3.21 (237) Если будет сказано, что [душа] не [имеет размер] атома, поскольку
священные писания говорят об этом иначе [т.е. как о всепронизывающей, то мы
говорим, что это] не так, поскольку об ином, нежели индивидуальная душа [т.е. о
трансцендентальном Брахмане, или всевышней Сущности], говорится [в тех текстах].
II.3.22 (238) И вследствие прямых утверждений [текстов шрути] о
микроскопическом размере [души она имеет размер атома].
II.3.23 (239) Здесь нет несоответствия, как и в случае с сандаловой пастой
(которая даже если наносится только на отдельный участок тела, придаёт ощущение
свежести всему телу – так и душа размером с атом пронизывает всё тело).
II.3.24 (240) Если будет сказано, [что эти два случая не подобны] вследствие
точно известного места натирания [сандаловой пастой, отсутствующего в случае с
душой], то мы отвергнем это вследствие признания [священным писанием
конкретного местопребывания души], а именно – внутри сердца.
II.3.25 (241) Или вследствие [её] качества (т.е. разума), как в случаях в
обычной жизни, [таких как в случае с лампой и её светом].
II.3.26 (242) Распространение [качества разума] за пределы [души, которой он
присущ,] подобно аромату, [который распространяется за пределы источника
з третьего [места], поскольку так
утверждается в священных писаниях (в шрути говорится "Живи и умирай
[непрестанно]. Это третье место". Грешников называют "мелкими душонками",
поскольку они непрестанно рождаются и умирают в телах насекомых и т.п. Это
место называется третьим, поскольку это не брахма-лока и не чандра-лока).
III.1.19 (310) И, [кроме того,] в смрити также записано, [что] в этом мире
[были случаи рождения вне пути пяти жертвоприношений] (в т.ч. без участия отца
и/или матери – Дрона не был рождён женщиной, у Дхриштадьюмны и Ситы не было ни
физического отца, ни физической матери).
III.1.20 (311) Также вследствие наблюдения [может быть замечено, что из четырёх
видов живых существ (рождённые из живого существа – дживаджа, рождённые из яйца
– андаджа и т.д.) два вида (рождённые из тепла и влаги – сведаджа, например,
насекомые и паразиты; и рождённые микробами и бактериями – удбхиджа) рождаются
не из утробы матери и соответственно без необходимости совершения всех пяти
жертвоприношений; только совершающие все пять могут перевоплотиться на небесах].
III.1.21 (312) Третий термин [т.е. растительная жизнь] включает в себя то, что
возникает из тепла и влаги (в шрути упоминаются только три вида живых существ,
и в этой сутре содержится ответ оппоненту, утверждающему, что имеется только
три вида живых существ).
Тема 4: душа при своём нисхождении с чандра-локи не становится эфиром, но
достигает подобия природы с ним
III.1.22 (313) [Душа при своём нисхождении с чандра-локи (лунной сферы)]
достигает подобия природы с ними (т.е. с эфиром, воздухом и т.д.), поскольку
лишь это возможно.
Тема 5: для нисхождения души требуется не очень долгое время
III.1.23 (314) [Душа проходит через стадии своего нисхождения] в не очень
долгое в
|
|