|
вопросу об
"атеизме" буддизма {см. "Йога" М. Элиадэ}. Учение Самого Будды – крайне
практическая философия, и это учение не совсем корректно рассматривать как
завершённую идеализированную схоластическую или формальную доктрину.)
Тема 6: опровержение учения джайнов
II.2.33 (204) Вследствие невозможности [существования противоположных качеств]
в одной и той же вещи в одно и то же время [учение джайнов] не [может быть
принято].
II.2.34 (205) И таким образом [из учения джайнов следует] невездесущность
(неполнота) души (Атма-акартснйам).
II.2.35 (206) И разве не противоречие следует из [умозаключения о]
последовательности [частей, присоединяющихся к душе и отделяющихся от неё при
различных телах] вследствие изменения и т.д. [души]?
II.2.36 (207) И вследствие неизменности окончательного [размера души после
освобождения] и следующей из этого неизменности двух [предшествующих размеров],
не существует различия [в размере души ни в какое время].
Тема 7: опровержение учения приверженцев Пашупати
II.2.37 (208) Господь [Пашупати, или Господь животных, не может быть
действующей причиной мира] вследствие несовместимости и неприемлемости [этого
(пашупатийского) учения].
II.2.38 (209) И поскольку связь [между Господом и прадханой или душами]
невозможна.
II.2.39 (210) И вследствие невозможности правления [со стороны Господа].
II.2.40 (211) Если будет сказано, [что Господь управляет прадханой и прочим] в
точности так, как [джива (индивидуальная душа)] чувствами, [которые также не
воспринимаются, то мы скажем, что это] не так, вследствие наслаждения и т.д.
II.2.41 (212) [Из их учения следовало бы, что Господь] подвержен гибели, или
что Он не всеведущ.
Тема 8: опровержение школы "Панчаратра", или учения бхагаватов
II.2.42 (213) Вследствие невозможности возникновения [индивидуальной души из
всевышнего Господа учение школы "бхагавата" (или "панчаратра") не может быть
принято (если индивидуальная душа рождена из Господа, тогда она должна умереть,
и освобождение не может быть обретено)].
II.2.43 (214) И не [наблюдается в мире], чтобы инструмент [порождался] из
самого действующего лица (например, в случае дровосека и его топора).
II.2.44 (215) Или же если [говорят, что четыре вйуха (Васудева {всевышняя
Сущность}, Самкаршана {индивидуальная душа}, Прадьюмна {ум} и Анируддха
{ахамкара – принцип эго} – четырёхгранное проявление единого Пурушоттамы, или
изначального Васудевы)] обладают неограниченным знанием (виджняной) и т.д., то
всё же отсутствует отрицание того [возражения, которое выдвинуто в сутре II.2.
42].
II.2.45 (216) И вследствие противоречий [учение панчаратры неприемлемо].
Раздел 3
Тема 1: эфир не вечен, он сотворён
II.3.1 (217) [Пурвапакшин, т.е. оппонент, говорит, что] пространство (акаша) не
[возникает], поскольку в шрути не говорится об этом.
II.3.2 (218) Но есть [такой текст шрути, в котором утверждается, что акаша
создаётся] (Тайттирия-упанишада, II.1).
II.3.3 (219) [Оппонент говорит, что текст шрути о возникновении акаши] имеет
смысл метафоры вследствие невозможности [возникновения акаши].
II.3.4 (220) [Оппонент говорит, что] также из текстов шрути [мы видим, что
акаша вечна].
II.3.5 (221) [Оппонент говорит, что] возможно, что одно и то же слово
[самбхутах – "возник, появился"] может использоваться в основном и образном
смысле, подобно слову "Брахман" (Тайттирия-упанишада, III.2).
II.3.6 (222) Неотказ от утверждения, [что познанием одного становится познанным
всё остальное, может следовать только] из неотличия [всего мира от Брахмана], в
согласии со словами Вед или текстов шрути, [провозглашающих неотличие причины и
её следствий].
II.3.7 (223) Но везде, где есть следствия, есть разделение, как это видно в
мире [в обыденной жизни].
Тема 2: воздух возникает из пространства
II.3.8 (224) Этим [предшествующим объяснением о порождении акаши] объясняется
[тот факт, что] воздух [также является следствием].
Тема 3: Брахман (Сат) не имеет начала
II.3.9 (225) Но нет начала у Того, Которое есть, [т.е. у Брахмана,] вследствие
невозможности [наличия такого начала у Брахмана].
Тема 4: огонь возникает из воздуха
II.3.10 (226) Огонь [создаётся] из этого (т.е. воздуха), воистину так
[утверждается в шрути].
Тема 5: вода создаётся из огня
II.3.11 (227) Вода [создаётся из огня].
Тема 6: земля создаётся из воды
II.3.12 (228) Земля (притхиви) [подразумевается под словом "анна"] вследствие
обсуждаемой темы, цвета (рупа) и других текстов шрути.
Тема 7: Брахман, пребывающий внутри элемента, есть творящий принцип
II.3.13 (229) Но вследствие характерного признака [присущего им] осознания
(абхи-дхйанат), [т.е. вследствие разумности, приписываемой этим первоэлементам,
] Он [т.е. Господь – тот творящий принцип, который п
|
|