|
ует то же самое.
Это отношение между причиной и следствием установлено.]
II.1.19 (153) И подобно куску ткани.
II.1.20 (154) И как в случае различных пран, или жизненных дыханий-энергий.
Тема 7: Брахман не создаёт зла
II.1.21 (155) Вследствие того, что о другом (т.е. об индивидуальной душе)
говорится [как о неотличной от Брахмана, в Брахмане] появились бы изъяны (доши)
– несовершения того, что благотворно, и т.п.
II.1.22 (156) Но [Брахман – Творец – есть] нечто большее, [чем индивидуальная
душа], вследствие утверждения в шрути [о различии] между индивидуальной душой
[и Брахманом].
II.1.23 (157) И поскольку этот случай подобен таковому о камнях различной
ценности и прочему, [добываемому из той же самой Земли], выдвинутое возражение
несостоятельно.
Тема 8: Брахман – причина мира
II.1.24 (158) Если вы возразите, что Брахман без орудий не может быть причиной
вселенной, поскольку при сборе материалов [для какого-либо строительства мы
видим действующую личность, то мы скажем, что это] не так, поскольку [это]
подобно молоку, [превращающемуся в творог].
II.1.25 (159) [Случай порождающего мир Брахмана] подобен таковому богов (дэвов)
и других существ в мире (локе) [в обычном восприятии].
Тема 9: Брахман – материальная причина вселенной, хотя у Него нет частей
II.1.26 (160) [Если Брахман – материальная причина мира,] то следует признать,
либо что весь [Брахман подвергается изменению], либо неправильность текстов,
провозглашающих, что у Брахмана нет частей.
II.1.27 (161) Но [это не так] вследствие текстов шрути и вследствие того, что
[Брахман познаётся только] на основании писаний.
II.1.28 (162) И поскольку в индивидуальной душе (Атмане) существует
разнообразное [творение – как и в богах, фокусниках и снах], подобным же
образом и в случае [с Брахманом].
II.1.29 (163) И поскольку собственный взгляд [оппонента] подвержен тем же самым
возражениям.
Тема 10: Брахман наделён всеми силами
II.1.30 (164) И [Брахман] наделён всеми [силами], поскольку это видно [из
священных писаний].
II.1.31 (165) Если будет сказано, что, поскольку [Брахман] не имеет органов,
[Он] не [способен творить, то мы ответим, что] это уже объяснялось.
Тема 11: конечная цель Творения
II.1.32 (166) [Оппонент говорит, что Брахман –] не [творец вселенной],
поскольку [всякая деятельность] имеет мотив.
II.1.33 (167) Но [творящая деятельность Брахмана] – просто игра, как бывает в
мире [в обычной жизни].
Тема 12: Брахман не пристрастен и не жесток
II.1.34 (168) Пристрастие и жестокость не могут [быть приписаны Брахману]
вследствие учитывания Им [заслуг и проступков различных душ], поскольку так
провозглашает [священное писание].
II.1.35 (169) Если будет высказано возражение, что это (т.е. наличие у Господа
разного отношения к заслугам и проступкам) невозможно вследствие неотличия
[заслуг и проступков прежде творения, то мы скажем, что это] не так, поскольку
[мир] безначален.
II.1.36 (170) И [что мир и также карма безначальны –] понятно, а также видно
[из священных писаний].
Тема 13: сагуна-Брахман (наделённый качествами Брахман) необходим для творения
II.1.37 (171) И поскольку все [требуемые для сотворения мира] качества,
очевидно, обнаруживаются [только в Брахмане, Его следует признать первопричиной
вселенной].
Раздел 2
Тема 1: отрицание учения санкхьи о прадхане как о причине мира
II.2.1 (172) То, о чём строят умозаключения [приверженцы санкхьи, т.е.
прадхана], не может быть первопричиной [мира], поскольку [в этом случае]
невозможно [объяснить] план [или порядок, обнаруживаемый в творении
(мироздании)].
II.2.2 (173) И вследствие [невозможности самоорганизующейся или какой-либо иной
самостоятельной] деятельности [прадханы].
II.2.3 (174) Если будет сказано, [что прадхана движется или видоизменяется
произвольно] подобно молоку или воде, [без руководства разума, то мы ответим,
что это] также [происходит благодаря разуму].
II.2.4 (175) И поскольку [прадхана (состояние исконного равновесия трёх гун)]
не зависит [от чего-либо внутри неё, находясь в равновесии], тогда при
отсутствии внешнего по отношению к ней воздействия [она не может быть активной].
II.2.5 (176) И нельзя [сказать, что прадхана самопроизвольно изменяет себя]
подобно траве и прочему, [превращающемуся в коровье молоко], вследствие его
невозникновения где-либо [помимо коров].
II.2.6 (177) Даже если принять [точку зрения санкхьи о самопроизвольном
видоизменении прадханы, она всё равно не может быть причиной вселенной]
вследствие отсутствия какой-либо цели.
II.2.7 (178) Если будет сказано, [что Пуруша, или высшее Существо, может
направлять или перемещать прадхану,] как [безногий] человек может направлять
слепого, или как магнит [перемещает железо], то даже тогда [трудность не может
быть преодолена].
II.2.8 (179) И, кроме того, [прадхана не может быть активной,] поскольку
отношения старшинства [и подчинённости] невозможны [между тремя гунами].
II.2.9 (180) Даже если об этом заключат иначе, поскольку прадхана лишена силы
понимания (джняшакти), [прочие возражения в отношении прадханы как п
|
|