|
I.4.20 (126) [Тот факт, что о дживатме (индивидуальной душе) учат как об
объекте осознания – это] отличительный признак, который служит доказательством
суждения; так полагает Ашмаратхйа.
I.4.21 (127) [Первоначальное утверждение отождествляет индивидуальную душу с
Брахманом, или всевышней Сущностью], поскольку душа, когда оставит [тело],
такова (т.е. едина с всевышней Сущностью); так полагает Аудуломи.
I.4.22 (128) [Первоначальное утверждение сделано], поскольку [всевышняя
Сущность] существует в состоянии [индивидуальной души]; так полагает мудрец
Кашакритсна.
Тема 7: Брахман – и действующая, и материальная причина (пракрити)
I.4.23 (129) [Брахман –] также и материальная (наряду с действующей) причина
[пракрити] вследствие [этой точки зрения], не находящейся в противоречии с
суждением и примерами, [приводимыми в шрути].
I.4.24 (130) Вследствие утверждения о воле или размышлении ("абхидхйа")
[всевышней Сущности сотворять эта Сущность – материальная причина].
I.4.25 (131) И поскольку в шрути говорится, что для и того и другого
(возникновения и растворения вселенной) Брахман является их материальной
причиной.
I.4.26 (132) [Брахман – материальная причина мира], поскольку Он создал Себя
Сам, проходя через изменение.
I.4.27 (133) И поскольку [Брахман] зовётся источником.
Тема 8: аргументы, которые опровергают возражения приверженцев санкхьи,
опровергают и возражения приверженцев остальных доктрин
I.4.28 (134) Этим разъясняются все [учения о происхождении мира, которые
противоречат текстам веданты].
Глава II
Авиродха-адхьяя
Глава об отсутствии противоречия
Раздел 1
Тема 1: отрицание смрити не основывается на шрути
II.1.1 (135) Если будет высказано возражение, что [из учения о Брахмане,
являющегося причиной мира], следовал бы тот изъян, что не было бы места для
определённых смрити, [то мы скажем, что это] не так, поскольку [при отрицании
этого учения] явился бы изъян – отказ от (отсутствие места для) других смрити.
II.1.2 (136) И поскольку [в священных писаниях] нет упоминания других
[следствий прадханы согласно системе санкхьи], [система санкхьи не может быть
признана авторитетной].
Тема 2: отрицание йоги
II.1.3 (137) Этим философия йоги (основанная на санкхье) [также] отрицается (в
том её двойственном аспекте, в котором она не согласовывается с недвойственным
учением адвайта-веданты).
Тема 3: Брахман может быть причиной вселенной, хотя Его природа противоположна
природе вселенной
II.1.4 (138) [Оппонент говорит, что] Брахман не может быть причиной мира,
поскольку этот [мир] обладает отличной [от Брахмана] природой, и такое его
[отличие от Брахмана известно] из священных писаний.
II.1.5 (139) Но говорят о главенствующих божествах [органов тела] вследствие
особой характеристики, а также вследствие того факта, что божество занимает эту
главенствующую роль.
II.1.6 (140) Но это [организация-происхождение жизни из материи] также
наблюдается.
II.1.7 (141) Если будет сказано, [что мир и следствие были бы] несуществующими
[прежде его организации-происхождения], [то мы скажем, что это] не так,
поскольку это пустое отрицание [без какого-либо основания].
II.1.8 (142) Вследствие заключения, что во время пралайи, или великого
растворения вселенной, [причина становится] подобной этому [следствию],
излагавшееся до сих пор учение [о том, что Брахман – причина вселенной,]
абсурдно.
II.1.9 (143) Но это не [так] вследствие существования примеров.
II.1.10 (144) И поскольку возражения, [выдвигаемые последователем санкхьи
против учения веданты,] приложимы также и к его [последователю санкхьи] точке
зрения.
II.1.11 (145) Если будет сказано, что вследствие незаконченности рассуждения
[нам следует построить наши] выводы иначе, [то на это мы отвечаем, что] и в
этом случае результатом будет неосвобождение.
Тема 4: опровержение Канады и Гаутамы
II.1.12 (146) Этим (т.е. аргументами против санкхьи) [те прочие теории], не
принятые мудрыми или сведущими людьми, объясняются или опровергаются.
Тема 5: различия наслаждающегося и объекта наслаждения не противоречат единству
II.1.13 (147) Если будет сказано, [что если бы Брахман был причиной, то]
вследствие превращения [объектов наслаждения] в наслаждающегося результатом
было бы отсутствие различия [между наслаждающимся и объектами наслаждения], то
на это мы ответим, что [такое] различие может существовать, как испытываемое
[всеми] в мире.
Тема 6: мир (следствие) неотличен от Брахмана (причины)
II.1.14 (148) Их (т.е. причины и следствия) неотличие следует из таких терминов,
как "возникновение" и т.п.
II.1.15 (149) И [поскольку] только при существовании [причины] ощущается
[следствие].
II.1.16 (150) И вследствие последующего (т.е. следствия, которое наступает
после причины), которое существует [как причина прежде творения].
II.1.17 (151) Если будет сказано, что [следствие] описывается как то, чего нет,
и значит, не [существует прежде творения], то мы ответим, что это не так,
поскольку термин "то, чего нет" указывает на другой атрибут, [как видно] из
последующей части текста.
II.1.18 (152) Из рассуждения и из другого текста шрути [явст
|
|