|
к шудрам [в Джабала-сатйакаме].
I.3.38 (101) И вследствие запрещения в смрити [шудрам] слушать, изучать и
истолковывать [Веды] и выполнять ведические обряды [они не имеют права на
познание Брахмана].
Тема 10: прана, в которой трепещет всё, – это Брахман
I.3.39 (102) [Прана – это Брахман] вследствие вибрации или содрогания,
[упоминаемой применительно ко всему миру].
Тема 11: свет – это Брахман
I.3.40 (103) Свет [– это Брахман] вследствие того, что [Брахман] виден [в
тексте писания].
Тема 12: акаша – это Брахман
I.3.41 (104) Акаша [– это Брахман] поскольку утверждается, что она – нечто
отличное [от имён и форм] и т.д.
Тема 13: "Я", состоящее из знания, – это Брахман
I.3.42 (105) Поскольку о всевышнем Существе говорится как об отличном [от
индивидуальной души] в утверждениях о состояниях глубокого сна и смерти.
I.3.43 (106) [Упоминаемое в 42-ой сутре всевышнее Существо – Брахман], потому
что к Нему относятся слова ["Господь" и т.д.: "Он есть Правитель, Властитель,
Господь всех" – Брихадараньяка-упанишада IV.4.22).
Раздел 4
Тема 1: термины "Махат" и "авйакта" в Катха-упанишаде не относятся к таттвам
санкхьи
I.4.1 (107) Если будет сказано, что в некоторых [редакциях Вед] то, что
выводится умозаключением (т.е. прадхана), также [упоминается, то мы скажем, что
это] не так, поскольку [слово "авйакта", встречающееся в Катха-упанишаде],
используется в сравнении, относящемся к телу [и означает само тело, а не
прадхану санкхьев; в шрути это] также объясняется.
I.4.2 (108) Но тонкое (причинное тело, сукшмаупадхи) [тело подразумевается под
словом авйакта] вследствие его способности [быть обозначаемым таким образом].
I.4.3 (109) Вследствие его зависимости [от Господа такое предыдущее зародышевое
состояние мира может быть допущено, поскольку такое допущение] разумно.
I.4.4 (110) И поскольку не упоминается, [что авйакта] должна быть познана, [она
не может быть прадханой санкхьев].
I.4.5 (111) И если вы утверждаете, что в тексте говорится [о прадхане как об
объекте познания], то мы отвергаем это; ведь речь идёт о разумной [всевышней]
Сущности, вследствие общей темы.
I.4.6 (112) И вопрос и объяснение касаются только трёх вещей [не прадханы].
I.4.7 (113) И [использование термина авйакта] подобно использованию термина
Махат.
Тема 2: слово "аджа" в Шветашватара-упанишаде не означает "прадхана"
I.4.8 (114) [Невозможно утверждать, что "аджа" означает "прадхана"], поскольку
не приводится никакой особой характеристики, как в случае с чашей.
I.4.9 (115) Но [элементы], начиная со света, [предполагаются под термином
"аджа"], поскольку некоторые читают так в своих текстах.
I.4.10 (116) И вследствие утверждения о принятии [метафоры] нет ничего
противоречащего рассуждению [о понимании аджы как причинной материи], как в
случае с мёдом, [обозначающим солнце в мадху-видье с целью медитации] и в
других подобных случаях.
Тема 3: "пятижды пять" (панча-панчаджанах) не относится к двадцати пяти
категориям санкхьи
I.4.11 (117) Даже из утверждения о числе [пятижды пять (панча-панчаджанах), т.е.
двадцати пяти категорий шрути] не [следует заключать, что в шрути указывается
на прадхану], вследствие отличий [в категориях и превышения числа категорий
санкхьи].
I.4.12 (118) [Упомянутые панчаджанах, или пять людей, – это] животворная сила и
т.д., [как это видно] из дополнительного текста.
I.4.13 (119) В тексте некоторых [редакций канвы], где не упоминается пища,
[число "пять" получено] благодаря "свету", [упоминаемому в предыдущем стихе].
Тема 4: Брахман – Первопричина
I.4.14 (120) Хотя в текстах веданты имеется противоречие в отношении
сотворённых вещей, таких как акаша (пространство) и прочее, такого противоречия
нет в отношении Брахмана как Первопричины, поскольку в одном тексте о Нём
говорится так же, как в прочих.
I.4.15 (121) Вследствие связи [с другими текстами о Брахмане "небытие" не
означает абсолютное Небытие].
Тема 5: творец солнца, луны и т. д. – это Брахман, а не прана и не
индивидуальная душа
I.4.16 (122) [Тот, Кто действует подобным образом – это Брахман], поскольку
["действие"] обозначает мир (джагат).
I.4.17 (123) Если будет сказано, что вследствие признаков дживы (индивидуальной
души) и главной праны [Брахман] не [указывается словом "материя" в тексте, то
мы скажем, что это] уже объяснялось.
I.4.18 (124) Но Джаймини полагает, что [указание на индивидуальную душу в
тексте] имеет другую цель, вследствие вопроса и ответа; кроме того, так же и
некоторые [ваджасанейины толкуют свои тексты].
Тема 6: Атман в Брихадараньяка-упанишаде II.4.5, который можно узреть
посредством слушания и т.д., – это Брахман, а не дживатма
I.4.19 (125) [Дживатму (высшее Я), т.е. Брахман, следует зрить, слышать и т.д.]
вследствие совместного значения изречений.
|
|