|
кже не воздействуют на познавшего Брахман
IV.1.14 (491) Подобным же образом – необретение прочего (т.е. пуньи, заслуг);
но при смерти [несомненно освобождение].
Тема 11: знанием устраняются лишь те деяния, что ещё не начали приносить
результаты, но не те, что уже приносят их
IV.1.15 (492) Но [знанием устраняются] только те прежние [действия],
последствия которых ещё не созрели; ведь [в священном писании говорится, что]
это (т.е. смерть тела) является пределом.
Тема 12: не следует отказываться от постоянных обязанностей, предписываемых
Ведами для различных ашрамов
IV.1.16 (493) Но ежедневная агнихотра и прочее [ведут] к тому же результату
(знанию и освобождению), поскольку это видно из священных писаний.
IV.1.17 (494) Ведь судя по некоторым [шакхам, есть] также [вид добрых действий],
иных, нежели это. [Налицо согласие] обоих [учителей, Джаймини и Бадараяны, об
участи этих действий] (В некоторых шакхах об этом говорится так: "Его друзья
получают плоды его добрых действий, а враги – злых". И Джаймини, и Бадараяна
полагают, что деятельность, выполняемая с целью исполнения того или иного
конкретного желания, не вносит вклада в обретение истинного знания.).
Тема 13: жертвенные действия, не сочетаемые со знанием или медитацией, также
содействуют пробуждению знания
IV.4.18 (495) Поскольку текст "всё, что он делает со знанием" (видьяя)
подразумевает это (см. Чхандогья I.1.10).
Тема 14: после вкушения плодов прарабдха-кармы (созревшей кармы) знающий
становится единым с Брахманом
IV.1.19 (496) Истощив вкушением два других вида деятельности (т.е. хорошие и
плохие действия, начавшие приносить плоды), он становится единым с Брахманом.
Раздел 2
Тема 1: функции органов растворяются в уме во время смерти
IV.2.1 (497) Речь (вак) [растворяется] в уме (манасе), поскольку это видно, и
есть утверждения священных писаний (Чхандогья VI.6.1).
IV.2.2 (498) И по этой же причине все [органы чувств] следуют [за умом, т.е. их
функции растворяются в нём].
Тема 2: функция ума растворяется в пране
IV.2.3 (499) Эта [функция] ума [растворяется] в пране, [как видно] из
последующего текста [шрути].
Тема 3: функция праны растворяется в дживе
IV.2.4 (500) Эта [функция праны] растворяется в правителе (т.е. дживе)
вследствие [утверждений, что праны] входят в него и т.д.
IV.2.5 (501) В [тонких] элементах [растворяются джива с пранами], как можно
видеть из шрути.
IV.2.6 (502) [Душа и прана растворяются] не [только] в одном элементе,
поскольку [и в шрути, и в смрити] говорится так.
Тема 4: и для познавшего сагуна-Брахман, и для обычного человека форма ухода из
тела до вступления на путь является общей
IV.2.7 (503) И [форма ухода и для познавшего сагуна-Брахман, и для обычного
человека] – общая вплоть до начала их путей; и бессмертие [познавшего
сагуна-Брахман относительно] без сожжения [неведения] (познавший сагуна-Брахман
в момент смерти входит в сушумна-нади и, выйдя из тела, вступает на путь
деваяны – путь богов, в то время как человек неведения выходит через одну из
других нади и перевоплощается снова; для познавшего ниргуна-Брахман нет ухода
как такового – его праны растворяются в Брахмане).
Тема 5: растворение огня и прочего во Всевышнем во время смерти является лишь
относительным
IV.2.8 (504) Это [тонкое тело сохраняется] до достижения Брахмана [посредством
знания], поскольку [священные писания] говорят об относительном существовании,
[продолжающемся до тех пор].
IV.2.9 (505) [Это нефизическое тело] – тонкое [по природе] и размеру, поскольку
это наблюдается.
IV.2.10 (506) Поэтому [это тонкое тело] не [умирает] при разрушении [грубого
тела].
IV.2.11 (507) И только ему (тонкому телу) принадлежит это тепло [тела],
поскольку [лишь] это возможно.
Тема 6: [оппонент говорит, что] праны познавшего Брахман не уходят в момент
смерти
IV.2.12 (508) Если скажут, [что праны познавшего Брахман не уходят] вследствие
отрицания [этого] в шрути, [то мы скажем, что это] не так, [поскольку священное
писание отрицает уход пран] из индивидуальной души, [а не из тела].
IV.2.13 (509) Ведь [отрицание ухода души] ясно [из текстов] некоторых школ.
IV.2.14 (510) И в смрити также говорится об этом.
Тема 7: праны и элементы познавшего ниргуна-Брахман растворяются в Нём во время
смерти
IV.2.15 (511) Те [праны и элементы растворяются] в Парабрахмане, поскольку так
говорится [в священном писании].
Тема 8: в момент смерти познавшего ниргуна-Брахман шестнадцать его составляющих
достигают совершенного неотличия от Брахмана
IV.2.16 (512) [Устанавливается абсолютное] неотличие, согласно утверждению
[священных писаний].
Тема 9: во время смерти душа познавшего сагуна-Брахман приходит к сердцу, а
затем покидает тело через сушумна-нади
IV.2.17 (513) [Происходит] озарение передней части её (души) обители (т.е.
сердца); дверь (через которую ей выходить) тем самым освещается; благодаря
энергии знания и направленности медитации по пути, который есть часть этого
[знания], душа, поддерживаемая Им, [находящемся] в сердце (т.е. Брахманом),
[проходит вверх] путём, превосходящим сотню [других нади].
Тема 10: после смерти, следуя за лучами солнца, душа познавшего сагуна-Брахман
приходит к Брахма-локе
IV.2.18 (514) [Душа познавшего сагуна-Брахман, когда он умирает,] следует за
лучами [солнца].
|
|