|
ьным жизням,
Бхагавад-гита VI.45).
III.4.39 (464) Лучше чем это – иное (т.е. принадлежность к ашраму), вследствие
характерных указаний [в шрути и смрити] (Брихадараньяка IV.4.9,22).
Тема 10: принявший саньясу не может вернуться на прежние стадии жизни
III.4.40 (465) Но тому, кто стал этим (т.е. вступил в высший ашрам – саньясу),
нет возврата, вследствие ограничений, [запрещающих возвращение к прежнему
распорядку]; Джаймини также [такого мнения].
Тема 11: искупление для нарушившего обет саньясы
III.4.41 (466) [Оппонент говорит:] и искупление невозможно в случае
[безнравственного наиштхика-брахмачарина, нарушившего обет пожизненной
брахмачарьи], поскольку о падении [такого рода] говорится в смрити, и
вследствие недейственности искупительной церемонии [в данном случае] (Агнея XVI.
5.23).
III.4.42 (467) Но некоторые [считают этот грех] второстепенным [и поэтому
заявляют] о существовании [искупления], как в случае вкушения [незаконной
пищи]; это объяснялось [в Пурвамимансе I.3.8].
Тема 12: не сумевший выполнить обет пожизненного безбрачия должен быть исключён
из общества
III.4.43 (468) Но в любом случае [они должны находиться] вне общества,
вследствие смрити и обычая.
Тема 13: медитации, связанные со второстепенными элементами жертвоприношения
(яджнангами), должны исполняться жрецом, а не приносящим жертву
III.4.44 (469) [Оппонент говорит:] приносящему жертву [надлежит провести
медитации], поскольку в шрути говорится о плоде [этого]; так [утверждает]
Атрейа.
III.4.45 (470) [Это] обязанность жреца (ритвика), поскольку ему платят за это
(совершение всего жертвоприношения), такова точка зрения Аудуломи.
III.4.46 (471) И поскольку [так] утверждается в шрути ("О каком бы
благословении ни молились жрецы во время жертвоприношения, они молятся ради
блага приносящего жертву", Шатапатха-брахмана I.3,26).
Тема 14: текст Брихадараньяка-упанишады III.5.1 предписывает также медитацию
помимо состояния, подобного состоянию ребёнка, и учёности
III.4.47 (472) Предписывается нечто ещё (т.е. медитация, соответствующая
знанию) – третье [по отношению к балье (состоянию невинности ребёнка) и
пандитье (учёности), предполагаемая] на случай, [если совершенное знание всё
ещё не пробудилось] у такого (т.е. саньясина, овладевающего знанием), как в
случае предписаний и прочего.
III.4.48 (473) Однако, [поскольку жизнь домохозяина] включает в себя всё
остальное (проведение жертвоприношений, необходимость ненасилия, самоконтроля и
пр.), в заключение (Чхандогья VIII.15.1) говорится о домохозяине.
III.4.49 (474) Поскольку в шрути предписываются иные [стадии жизни –
брахмачарья и ванапрастха], в точности как в нём предписывается состояние муни
(саньясина).
Тема 15: "балья" означает состояние невинности – свободы от эгоизма, вожделения,
гнева и т.д
III.4.50 (475) Согласно контексту, ["быть подобным ребёнку" означает] не
проявлять себя (анавишкурван).
Тема 16: время появления знания при практике Брахма-видьи
III.4.51 (476) [Знание возникает] в этой жизни, если нет препятствий этому (т.е.
избранным средствам), поскольку это видно из священных писаний.
Тема 17: освобождение – состояние без различий; оно только одно
III.4.52 (477) Для освобождения – плода [знания] нет определённого правила,
поскольку в шрути утверждается об этом состоянии [как о неизменном].
Глава IV
Пхала-адхьяя
Глава о плоде обретения Брахма-видьи – запредельном блаженстве
Раздел 1
Тема 1: медитация на Брахман должна практиковаться до тех пор, пока не будет
обретено знание
IV.1.1 (478) Повторение [слушания, размышления и медитации на Брахман
необходимо] вследствие повторяющихся наставлений священных писаний.
IV.1.2 (479) И вследствие соответствующих указаний.
Тема 2: медитирующий на всевышнего Брахмана должен постигать Его как
тождественного себе
IV.1.3 (480) Но [тексты шрути] признают, [что Брахман] – "Я" (Атма)
[медитирующего], и также учат других [постигать его как собственное "Я"].
Тема 3: на символы Брахмана не следует медитировать как на тождественные
медитирующему
IV.1.4 (481) [Медитирующий] не [должен наблюдать собственное "Я"] в символе,
поскольку он – не [это].
Тема 4: при медитации на символ этот символ должен считаться Брахманом, а не
Брахман – символом
IV.1.5 (482) [На символ] следует смотреть как на Брахман, [а не наоборот,]
вследствие возвышения [тем самым символа].
Тема 5: при медитации на элементы актов жертвоприношений идея божественного
должна налагаться на эти элементы, а не наоборот
IV.1.6 (483) И идеи солнца и прочего [должны налагаться] на второстепенные
элементы, поскольку [лишь так утверждение священных писаний] станет логичным.
Тема 6: следует медитировать сидя
IV.1.7 (484) [Следует медитировать] сидя вследствие возможности [этого].
IV.1.8 (485) И вследствие медитации (дхьяны).
IV.1.9 (486) И указывая на неподвижность, (в шрути приписывается погружённость
в медитацию Земле).
IV.1.10 (487) в смрити также говорится об [этом].
Тема 7: не существует ограничения места для медитации
IV.4.11 (488) Где [бы ни достигалось] сосредоточение ума, там [его следует
практиковать], поскольку нет указания [о месте].
Тема 8: медитации следует практиковать до самой смерти
IV.1.12 (489) До самой смерти [следует продолжать практиковать медитацию],
поскольку это видно [из священных писаний].
Тема 9: познание Брахмана освобождает от всех прошлых и будущих грехов
IV.1.13 (490) По достижении этого [происходит] необретение и устранение будущих
и прошлых грехов, поскольку так утверждается в священных писаниях.
Тема 10: добрые дела т
|
|