|
очтению, [оставили всякие
действия] (в то время как другие – нет, чтобы демонстрировать пример остальным,
см. III.4.3; для познавших Брахмана нет принуждения в отношении деятельности).
III.4.16 (441) И [священное писание учит, что в результате знания наступает]
разрушение всякого [соответствия деятельности (пригодности к ней)] (Мундака II.
2.9).
III.4.17 (442) И [знание также принадлежит и] тем, кто соблюдает пожизненное
безбрачие, поскольку в шрути [упомянута эта стадия жизни] (и таким образом
знание не подчинено действию и может обретаться независимо от действия).
Тема 2: санньяса предписывается шрути (священными писаниями)
III.4.18 (443) [Оппонент] Джаймини [полагает, что тексты священных писаний о
трёх стадиях жизни, на которых обязательно безбрачие (см. Чхандогья II.23.1),
содержат только] упоминание [об этих стадиях]; это – не указания; ведь другие
[тексты] осуждают [эти стадии] (Тайттирия-упанишада I.11.1, Тайттирия-брахмана
VII.13.12).
III.4.19 (444) Бадараяна [утверждает, что через санньясу] также следует пройти,
поскольку [упоминаемый] текст писания равно относится ко всем ашрамам (стадиям
жизни).
III.4.20 (445) Или скорее [в тексте дано] предписание, как в случае принесения
[жертвенного дерева] (ссылка на текст об агнихотре из махапитрияджны).
Тема 3: тексты священных писаний, такие как Чхандогья I.1.3, где говорится о
видьях, не есть простые прославления: они предписывают медитации
III.4.21 (446) Если будет сказано, что [такие тексты, как тот, в котором
говорится об Удгитхе, являются] лишь прославлениями, вследствие упоминания ими
[частей жертвоприношений, то мы скажем, что это] не так, вследствие новизны
[того, что в них преподаётся, если рассматривать их как предписания].
III.4.22 (447) И поскольку есть слова, свидетельствующие о предписывающем
наставлении ("Следует медитировать на слог "Ом", который есть Удгитха",
Чхандогья I.1.1).
Тема 4: упоминаемые в упанишадах истории не предназначены для париплавы
(рассказывания жрецом царю во время жертвенного ритуала) и поэтому не являются
частью ритуалов – они служат прославлению излагаемой в них видьи
III.4.23 (448) Если будет сказано, [что эти упоминаемые в упанишадах истории]
предназначены [лишь] для париплавы (т.е. как часть ритуала), [то мы скажем, что
это] не так, поскольку [некоторые из этих историй] особо указываются [в шрути
для этой цели].
III.4.24 (449) И поэтому [они предназначены пояснить ближайшие видьи], так как
связаны [с ними] в одно целое.
Тема 5: саньясинам нет необходимости соблюдать ритуалы, поскольку их цели
служат Брахма-видье
III.4.25 (450) И поэтому нет необходимости в зажигании огня и прочем (см.
Чхандогья II.23.1).
Тема 6: предписанные в шрути действия предназначены для обретения знания
III.4.26 (451) И имеется необходимость в совершении всякой деятельности,
поскольку [в качестве средств обретения знания] шрути предписывают
жертвоприношения (яджни) и прочее, в точности как конь [используется, чтобы
достичь цели путешествия, но уже не нужен после её достижения] (также см.
Брихадараньяка IV.4.22).
III.4.27 (452) Но всё же, [хотя в тексте Брихадараньяки и не предписаны
жертвоприношения ради достижения знания], следует достичь безмятежности,
самоконтроля и прочего (шама-дама-дйупетах сйат), поскольку это предписывается
в качестве вспомогательных средств [знания] и поэтому должно практиковаться.
Тема 7: пищевые ограничения можно отбросить, лишь когда жизнь в опасности
III.4.28 (453) Лишь когда в опасности жизнь, позволено принимать всякую пищу (т.
е. без разбора), поскольку так говорится в шрути.
III.4.29 (454) И поскольку [тогда] нет противоречия [утверждениям священных
писаний, говорящим о пище].
III.4.30 (455) И, кроме того, так говорится в смрити.
III.4.31 (456) И поэтому священные писания запрещают вольности [в отношении
ненадлежащей пищи] ("Брамину не следует употреблять алкоголь", Катхака-самхита).
Тема 8: обязанности ашрама (в значении стадии жизни) должны исполняться даже
тем, кто не желает спасения
III.4.32 (457) И обязанности ашрамов [должны исполняться и тем, кто не желает
освобождения], поскольку они предписаны [священными писаниями].
III.4.33 (458) И [обязанности должны исполняться также] в качестве средств
обретения знания.
III.4.34 (459) Во всех случаях те же обязанности [должны исполняться],
вследствие двойных указаний (предписывающих исполнять мирские обязанности и в
то же время способствующих духовным целям – см. Бхагавад-гита VI.1).
III.4.35 (460) И священное писание говорит также, [что того, кто наделён
брахмачарьей] не одолевают [страсть, гнев и т.д.].
Тема 9: стоящие между двумя ашрамами также обладают правом на знание
III.4.36 (461) И [стоящие] между [двумя ашрамами] также [имеют право на знание],
поскольку это видно [из священных писаний] (Чхандогья VI.1, Брихадараньяка III.
6.8).
III.4.37 (462) Об этом же говорится и в смрити.
III.4.38 (463) И продвижение [в знании даруется им] благодаря особым действиям
(например, милостью богов благодаря многочисленным добродете
|
|