|
желания разрушены, достигается отсутствие ума - и это - освобождение.
124
Поэтому, усмирение желаний - это то, что должно быть сделано в первую очередь
ищущим освобождения. Через желания приходит великая боль; отсутствие желаний -
высшее счастье.
125
Поэтому избранные всегда повторяют: из шести врагов желание - самый опасный.
126
Оно может иметь форму гнева, возникает из гуны раджса. Избавься от него, и
все остальное также будет отброшено.
127
Ум поистине причина как рабства, так и освобождения. Когда он привязан к
объектам - он причина рабства, а когда свободен от них - освобождения.
(Брахмабинду-упанишад, 2)
128
Поскольку освобождение, как сказано, приходит к тому, чей ум отделен от
своих объектов, нужно добиваться свободы ума от них всем, кто ищет освобождения.
129
Воры, а именно желание, гнев и т. п. всегда присутствуют в теле, чтобы красть
бриллиант мудрости; поэтому отвергни их полностью.
130
Через практику медитации убей ум лезвием обсуждения знания в пространстве
сердца, которое есть сознание; тогда, без сомнения, ты не будешь связан ни
одним из врагов.
131
Стремления ума поистине являются причиной несчастья перерождений, поэтому не
развивай эти стремления, которые есть причина рабства.
Ученик:
132
Если не будет никаких желаний, как же будут осуществляться естественные
функции, как например питание и т. п.?
Учитель:
133-134
Это учение предназначено для того, кто наделен четырьмя известными
достоинствами. Тот, чей ум устремляется к объектам восприятия, для кого не
существует овладения шестью искусствами, как умиротворение и пр. - такой
человек невежествен и неподходящь для (постижения) этого учения.
135
А для того, кто благословлен бесстрастием, не может быть мысли о еде и прочем.
Знающий (свое Я) посвящает отпущенное ему до смерти время на то, чтобы
непоколебимо утвердится в этом Я.
136
Для него забота о хлебе насущном возложена на Бога. Поэтому он избегает того,
чтобы мысли о пропитании непрерывно награждали собой его ум.
137
" Если человек размышляет обо Мне, как о неотличном от него самого и
поклоняется Мне, постоянно оставаясь единым со Мной, то Я принимаю на Себя
ответственность за достижение им его целей и храню его (йога-кшема)."
(Бхагавад-гита, 1х.22)
138
В соответствии с этим учением Бхагавад-гиты, Сам Господь добровольно
принимает участье в судьбе избранных, берет на Себя обязанность йога-кшемы.
139
По этому поводу я расскажу случившуюся однажды историю - слушай внимательно.
140
Жили были на свете два брата, праведных брахмана, соблюдающих законы
благочестия. Старший был воспламенен духом отреченья и совершал эпитимью на
берегу реки.
141
С неотвлекающимся ни на что умом он постоянно медитировал на Господа Хари.
Его жена была исключительно доброй женщиной, погруженной в служение ее богу.
142
То, что давала ей жена младшего брата, рисовую крупу и т. п., она быстро
готовила и оставляла до прихода ее мужа.
143-144
Когда время подходило к полудню ее муж возвращался домой, и она предлагала
ему приготовленную еду. Брахман творил подношение этой (еды) Богу и затем, поев,
возвращался на берег реки продолжать свое подвижничество.
145-146
Этот великий искатель духа поступал так изо дня в день. Когда минуло
несколько лет жена младшего брата сделалась завистливой и молча перестала
делиться провизией. Жена старшего брата, бывшая весьма набожной, осталась без
еды.
147
Когда подошел полдень, ее муж вернулся и, узнав о случившемся, отправился
обратно на берег реки, не чувствуя расстройства.
148-150
Hа следующий день вновь он пришел домой в полдень и вновь не обнаружил пищи.
Тогда он взял томик Гиты, отыскал стих: "Те люди, что медитируют на Меня, как
|
|