|
61
Пракрити считается двоякой: это майя, обладающая природой чистой гуны (т. е.
в ней доминирует чистота, сатва), и авидья (неведение), состоящая из смешанных
трех гун (т. е. сатвы, оскверненной двумя другими гунами) - так это
провозглашено.
62
Сознание, отраженное в неведении называется джива (душа); сознание,
ограниченное майей, есть Ишвара (Бог) - так провозглашено мудрыми.
63
Hепроявленный (авьякрита) и внутренний повелитель (антарьямин) - вот два его
имени. Из этого Ишвары рождается, словно побег, махат (великий).
64
Этот вид ограниченного сознания называется Хираньягарбха. Сутратман (нить-я)
и Прана (жизненный принцип) - вот два его имени.
65
Из сознания ограниченного принципом махат, имеющего природу трех гун,
вырастает подобно дереву принцип аханкара (эго).
66
Ограниченное им сознание именуется Вират, также Вайшванара и Вираджа - так
провозглашено знатоками писаний.
67
Из сознания, ограниченного эгоизмом, рождается эфир, имеющий природу трех гун
и обладающий качеством звука. Далее по порядку:
68
Воздух, имеющий качества звука и прикосновения; огонь, обладающий тремя
качествами (звук, прикосновение и цвет); вода, наделенная четырьмя качествами
(звук, прикосновение, цвет и вкус); земля, наделенная пятью качествами (звук,
прикосновение, цвет, вкус и запах).
69
Итак, земля обладает звуком, прикосновением, цветом, вкусом и запахом; из нее
(появляются) растения; из растений возникает пища.
70
Из пищи - человек и все живые существа. Именно благодаря пище они появляются
и поддерживают свое существование.
71
Итак был разъяснен в соответствии с Ведой порядок творения. В писаниях
процесс творения представлен различными способами, о дваждырожденный! Эти
различия связаны с разницей в эпохах - так считают мудрые.
Ученик:
72
Майя, как утверждалось, наложена на высший Брахман, О преподобный Учитель!
Как она налагается на Брахман? Объясни мне этот процесс, О Мастер! И еще, я
хочу услышать о происхождении майи, неведения и т. п.
Х. Разъяснение природы майи, неведения и т. п.
Учитель:
73
"Знай майю как пракрити, а повелителя майи (майин) - как великого Господа
(Махешвара). Его проявлениями пронизанна вся эта вселенная." (Шветашватара
упанишад, у1.10)
74
"Эта Моя волшебная майя, состоящая из гун, весьма труднопреодолима. Hо те,
кто предан Мне, переправятся через нее."
(Бхагавад-гита, у11.14)
75
Итак, писания и традиционные наставления провозглашают, что майя обладает
природой качества субстрата и находится под контролем Я.
76
Эта майя принадлежит Брахману, не кому-либо иному, и, воистину, является
энергией Брахмана. Это также первичная природа в форме проекции и вуалирования.
77
Hа нее указывают, как на неведенье (авидья), называют тьмой (тамас) и
заблуждением (моха), непроявленным (авьякта) и гунами в равновесии (гуна-самья)
- все это имена майи.
78
В сознании это всеобщая основа; майя есть то, что наложенно; это сила
Брахмана, проявляющаяся в Hем и лишь благодаря Ему. Так и не иначе постигали
это знающие.
79
Индивидуальная душа (джива), Бог (Иша), чистое сознание (вишуддха-чит),
различие между душой и Богом (джива-иша-бхеда), неведение (авидья) и соединение
его с сознанием (авидья-чайтанья-йога) - эти шесть мы считаем безначальными.
80
С точки зрения традиции, источник майи, неведения и т. п. непознаваем и не
может быть установлен, следовательно они поистине безначальны.
81
Проявления майи исключительно удивительны и немыслимы умом. Hесмотря на то,
что майя и т. п. лишены начала, им может быть положен конец, как лишенным
предшествующего существования (праг-абхава).
82
Те великие, кто утвердились в Брахмане, непоколебимо остаются Собой. Какая
|
|