|
она соотносится с так называемой космической моделью Атмана
(saprapaiica). Другая концепция, согласно которой весь многообразный мир
является
лишь иллюзией (тауа) и не имеет презентации в высшей сущности, т.е. в
Атмане, называется теорией трансфигурации (vi-vartavada) и соотносится с
так называемой космической моделью Атмана (nisprapanco). Махадеван 1974,
с 45, 261-262. Под чистыми субстанциями здесь, вероятно, имеются п виду
танматры.
13. ... явный и незримый ...-Т: prakatoprakasah. К:
praka-taprahasa-т.е. <явный (для йогннов и) незримый (для бредущих по
путям сансары)>.
... тому, кто не является и вместе с тем является всеми первоэлемен-
тами ...-Т: sarvabhlltonacasarvabhutah, возможен также перевод: <тому,
кто является всеми живыми существами и тому, кто не является всеми живы-
ми существами>.
... тому, кто отличается ото (всех) причин вселенной!- Т:
avisvallCtor, К объясняет как: <превосходящий все причины >.
14. ... облаченный в желтые одежды ...-Желто-оранжевые одежды-один из
характерных атрибутов бродячих проповедников; впоследствии-отличительная
одежда буддийских монахов. Питамбара (носящий желтые одежды) может яв-
ляться и одним из имен Вишну.
18. ... за все те тысячи рождений, что мне предстоит пройти ...-Одно
из немногих мест в ВП, где прямо говорится о концепции перерождений.
'... да пребудет (во мне) всегда непоколебимая любовь-бхак-ти к тебе,
о Ачьюто!-Т: acyiitab1iahtiracyiitastitsadotvayi- Здесь обыгрывается
этимология имени Вишну-Ачьюта (Неколебимый).
24. ... почитатель-бхакт ...-Т: bhaktimat.
... твоим могуществом, о Владыка-Т: tvatprabhavatprab-lio-Здесь обыг-
рывается этимология имени Вишну Prabhll (Владыка, могучий).
27. ... Освобождение ...-Т: muhti-.
... Корень всех миров!-Вишну сравнивается с корнем мирового космичес-
кого дерева.
28. ... Освобождение! ...--Т: nirvanam.
30. ... приложился к его лбу ...-Т: miirdhnyavaghraya- (понюхав его
лоб), распространенный у древних индийцев способ приветствия.
4. ... освободившись (от последствий) заслуг и грехов ...- Избавление
от последствий любых деяний, как благих, так и греховных, является необ-
ходимым условием разрушения индивидуальной кармы, без чего невозможно
достижение идеала религиозного Освобождения. Дасгупта 1927, с. 266.
... Освобождение ...-Т: niruanaril.
ГЛАВА XXI
1. Глава XXI содержит в несистематизированном виде описание потомков
великого патриарха Кашьяпы, прародителя божеств, демонов, хтонических
существ, людей, животных и растений. У Кашьяпы было множество жен, наи-
более известными из которых считаются Адити, Дити и Дану, а также дочери
патриарха Кашьяпы. Описание потомков Кашьяпы в развернутом или сокращен-
ном виде содержится во всех основных Пуранах. В целом эти описания сов-
падают с ВП, однако имеются отдельные отличия в деталях родословных, в
написании имен собственных, и пр. АгП XIX; ГП 1.6; МП 79; МатсП 11.199.
3. В стихе перечисляются имена сыновей Хираньякши и его супруги Дити.
9. Легенда о Пауломах и Калаканджах, а также Ниватака-вачах (ВП 1 XI:
13) излагается в Мбх (Ванапарва 8:1633). Демоны Пауломы и Калаканджи
могли летать по воздуху и обитали в золотом городе Хираньяпуре. Нивата-
кавачи населяли морские глубины. Эпос описывает уничтожение Ниватакава-
чей, Пауломов и Калаканджей как последовательные подвиги Ар-джуны, одно-
го из главных героев Мбх.
14. ... души ...-Т: atmanall.
15. Здесь и далее (ВП 1.ХХ1:15-17) приводятся имена матерей-прароди-
тельниц различных разрядов животных, птиц или растений, причем многие из
них являются производными от названия одного из представителей этих ви-
дов. Так, sahi образовано от saka (попугай); syeni от syena (сокол);
bhasi от bhasa. (коршун); grdhrika от grdhra (гриф) и пр.
... совы и вороны ...-Т: lllllhipratyaluhahan-совы и птицы, противо-
положные им (т.е. вороны). К: ulllha.pratyulukahan.
16. Гридхья же-Т: grdhryapi-вариант имени Гридхрика (см. ВП
1.ХХ1:15), возможно также чтение имени как Гридхрь-япи.
17. Вината-супруга Кашьяпы.
22. Кродхаваша-супруга Кашьяпы, ее сыновьями считаются ракшасы-крод-
хаваши.
... зубастые (хищники). -Очевидно, имеются в виду плотоядные звери,
птицы, рыбы, вместе с тем так могли именовать и змеев, и ракшасов.
23. ... пожиратели плоти-Т: pisitasinah, здесь: имеются в виду хищные
животные или пишачи.
26. Таково ... творение в манвантаре Сварочиши. -В каждой из четыр-
надцати манвантар заново происходит рождение великих риши, богов, асу-
ров, людей и животных. Но в каждой манвантаре имеются свои, присущие
только данному периоду детали и особенности рождения отдельных существ.
|
|