|
58. ... нет возрожденья без (материальной) причины ...- Здесь и далее
(ВП 1.XVII: 59) upadana переводится как (материальная) причина, в отли-
чие от hetli-причины как первоисточника чего-либо-чаще в области
абстрактных философских категорий, или от harana-причины, как побуди-
тельного мотива возникновения какого-либо явления.
60. ... удовлетворение голода и жажды ... (является) счастьем, а это.
воистину, опять страдание.-Здесь и далее ВП.1.ХУП:60-70 речь идет о би-
нарно-противоположных понятиях индийской философской традиции: гармонии
с внешним миром и с самим собой- sukha и дисгармонии- -dahhha. Термины,
обычно переводятся на русский язык как, соответственно, <счастье> и
<страдание>, что, однако, недостаточно адекватно отражает понятийное со-
держание этих терминов. Ниже термин Stlhha в силу стилистической необхо-
димости передается такими словами как <счастье>, <радость>, <удо-
вольствие>.
Жара или холод, голод или жажда и прочие чувственные ощущения не яв-
ляются сами по себе источниками наслаждения; при иных обстоятельствах
они могут стать источниками страдания: так, жара приятна в холодную по-
году, холод приятен в жаркую погоду, а жара уже неприятна. Питье приятно
жаждущему человеку; жажда приятна тому, кто выпил слишком много и стра-
дание может быть причинено, если он выпьет еще. То же в отношении приема
пищи и других противоположных ощущений.
61. (Даже страданье от) удара-счастье для тех, чей взор затуманен
ошибочным знанием ...-Согласно К, удар возлюбленной-удовольствие для
влюбленного, однако, стих, вероятно, может иметь более широкое, аллего-
рическое толкование: то, что человеку, не наделенному высшим Знанием,
кажется счастьем, на самом деле, по своей сути, является страданием.
71. ... воплощенный дух ...-Т: dehi-: ... законы-Т: dhar-та-.
74. ... Он жаждет ...-Т: pipasitah, согласно К, такой человек жаждет
познать сущность Атмана(Вишну), но из-за мирских дел не успевает сделать
этого: так, например, прачка, которая стирает одежду в Ганге и ежедневно
намеревается испить воды из Ганги, но за своим занятием забывает о своем
намерении, или мальчик, который хочет напиться воды из
202
реки, но, увлеченный рыбной ловлей, забывает об этом. Оба умирают, не
испив воды.
77. Освобождение-Т: muhti.
80. Весь этот мир страждет от тройного бедствия ...-Согласно школе
санкхья, это внутренние бедствия, такие как физические или психические
расстройства; внешние бедствия, такие как ранения, причиняемые животны-
ми, людьми и прочими, и сверхчеловеческие действия, т.е. причиняемые бо-
гами или демонами (СК 1837 1).
91. ... обретем великий плод от вечной опоры-брахмичес-кого дере-
ва.-Т.е. обретем Освобождение, вкусив от древа истинного знания. Брахми-
ческое дерево (brallrnatanl) здесь, возможно, используется как синоним
мирового дерева (ньягродха, ашваттха).
ГЛАВА XVIII
9. ... жрецы ...-Т: purohitah, домашние жрецы. Ср. ВП I.XVIII:34, где
ya.jaka дается как синоним purohita.
II. ... ты рожден в роде Брахмы ...-Прахлада является потомком патри-
арха Маричи, одного из семи великих патриархов, сыновей Брахмы. См. ро-
дословную Прахлады.
21. ... Освобождение ...-Т: mohsa-.
23. ... Освобождение ...-Т: rilukti-.
24. ... Освобождение ...-Т: vimahti-.
Что не достижимо... -Т: nalabhyam. К: ehtalabhyam (достижение едине-
ния с Вишну), соответственно, перевод: <Почитание Хари, достижимое еди-
нением с (Вишну) есть корень благосостояния ... >.
25. Освобождение ...--Т: vimukti-.
28. Жертвоприношение-Т: hrtya-здесь жертвоприношение, вызывающее ма-
гические чары, в том числе и демониц, ср. ВП I.XVIII:30,34,35.
ГЛАВА XIX
II. ... кости ...-Т: onga (члены).
17. ... Прахладу, который взирал на все бесстрастно ...- Один из
комплексов йогической подготовки (уата) предпо-
Ваю ...-Т: vayam рораи (выпил
лагал выработку у йогина бесстрастного взгляда на весь мир, равного
отношения ко всем предметам, явлениям, ощущениям (в том числе и резко
противоположным).
24. ... вобрал в себя ... Баю).
29. ... как (он должен править во время) трех периодов ...- Т:
trisukalefll. К: т.е. <в периоды упадка, расцвета и равномерной эволюции
(мира)>.
35. .. примиренье и дар(ы), и также разделение и наказанье ...-Четыре
способа достижений успеха, перечисленные в Амаракоше (11.1.20).
39. Довольно (говорить об) этих крайне зловредных вещах ...-К:
<злость, страсть, ненависть и пр. пороки, перечисленные в нитишастре
(трактате о политике)>.
... внутреннее усилие ... должно быть направлено к блистательной (це-
|
|