|
и носил имя Сомашарман. Его четыре брата были благочестивыми и после
смерти обрели единение с Вишну. Сомашарман решил последовать примеру
своих братьев и предался совершению длительной аскезы. Но он позволил
дайтьям прервать свою аскезу. В битве между богами и дайтьями тот брах-
ман присоединился к дайтьям и был убит диском Вишну. Так Прахлада в сле-
дующем рождении родился как сын Хираньякашипу.
Царь дайтьев смертельно враждует с Прахладой за то, что тот прослав-
ляет Вишну. Вначале Хираньякашипу старается увещевать Прахладу, а затем,
видя, что все доводы напрасны, пытается убить его. Но ни острое оружие,
ни огонь, ни яд, ни бивни небесных слонов, ни смертельные объятия его
сестры-де-моницы (в различных Пуранах она носит разные имена: Сим-
199
хика, Холика, Дхундха) не могут погубить Прахладу-ведь он находится
под покровительством Вишну. Однажды, когда наступило время сумерек, Хи-
раньякашипу призвал к себе Прах-ладу и задал ему вопрос, отчего все-
сильный Вишну не может убить его, Хираньякашипу, и отчего Вишну, будучи
вездесущим, не пребывает, к примеру, в колонне, стоящей на пороге его
дворца? С этими словами царь дайтьев изо всех сил пнул колонну ногой, но
из нее выскочил Вишну в устрашающем обличье человека-льва Нарасимхи (или
Нрисимхи) и растерзал Хираньякашипу.
Текст ВП не содержит ни преамбулы, ни концовки этого мифа. По всей
вероятности, его идеологический контекст отражает борьбу между двумя ос-
новными течениями в индуизме- шиваизмом (Хираньякашипу) и вишнуизмом
(Прахлада).
Возможно, что история Прахлады, представленная в свете соперничества
двух течений внутри индуизма, является поздней модификацией одного из
ведийских сюжетов о борьбе между богами и асурами за владычество над ми-
рами. В Ведах Прахлада-это могущественный дайтья, победивший Индру и от-
нявший у него власть. В эпосе (Мбх) имя Прахлады мы встречаем уже среди
имен демонов, поверженных Индрой. В Пуранах еще раз обнаруживаются точки
соприкосновения с древним сюжетом: дядя Прахлады, царь дайтьев по имени
Хи-раньякша погружает Землю в мировой океан, и Вишну в образе вепря Ва-
рахи, спасая Землю из вод, бьется с ним тысячу лет. Таким образом на
центральную сюжетную линию борьбы за ' власть нанизываются (иногда дуб-
лируя друг друга по функциям) и персонажи ведийских преданий, и сравни-
тельно более поздних пуранических мифов.
Противоборство вишнуизма и шиваизма отражено также в сюжете о жерт-
воприношении Дакши. Этот сюжет широко представлен в таких Пуранах, как
БхП IV.5; ВаюП 30; ЛП 1.99-100; МП 1.13,72; ШП (Рудра Самхита 27-37), но
отсутствует в нашем памятнике.
В давние времена Дакша решил совершить жертвоприношение коня в честь
Вишну на склоне горы Химават, в священном месте Гангадхара. На церемонию
собрались все боги, великие риши, патриархи, апсары и гандхарвы, маруты
и адитьи и прочие обитатели надземных миров. Все они прежде служили
богу Шиве в его обители на горе Меру. Супруга Шивы Ума спросила Шиву,
отчего все покинули его? Шива ответил, что он отстранен от участия в об-
ряде и не получит свою долю от жертвоприношения. Шива решил воспре-
пятствовать принесению в жертву коня и с этой целью сотворил существо по
имени Вирабхадра-могучее, устрашающее, с тысячью рук и ног. В руках это
существо держало боевые диски, стрелы и дротики, на плечах у него была
тигровая шкура, с нее сочилась кровь. Вирабхадра направился туда, где
Дакша совершал жертвоприношение. Его сопровождала супруга Шивы Ума в об-
разе гневной богини Рудраки и тысяча помощников-могучих рудр, которых он
сотворил из пор своей кожи. От их криков задрожала земля, сдвинулись го-
ры, взволновался океан. Грозные полчища ринулись на алтарь, сокрушили
жертвенные столбы и заплясали среди рек жертвенной крови, кусков мяса,
сластей и цветов. Затем они набросились на богов. Побежденные боги взмо-
лились о пощаде. Дакша в испуге упал на землю и Вирабхадра наступил на
его голову (согласно БхП и ЛП Вирабхадра отсек голову Дакши и бросил ее
в огонь). Вирабхадра объявил, что он посланец Шивы-Махешвары. Боги и не-
божители прославили его.
Таким образом, если в сюжете о Прахладе побеждают сторонники Вишну,
то в сюжете о жертвоприношении Дакши победа остается за почитателями Ши-
вы.
2. ... наделенный даром Брахмы ...-Т.е. таким даром: никто из сотво-
ренных существо не мог убить Хираньякашипу, кроме Вишну.
3. Этот дайтья овладел властью Индры и сам стал исполнять обязанности
Савитара ...-Обычный для пуранических памятников способ описания влады-
чества над тремя мирами: победитель захватывает и подчиняет себе царства
всех <второстепенных> богов (Солнца, Луны, Варуны и пр.), кроме высшего
бога (Вишну или Шивы).
39. ... он был привержен мыслями к Кришне ...-Здесь Кришна-одно из
имен Вишну.
47. ... ветер ...Т: vayu.
49. Гнев не принесет тебе (благих) плодов ...-В контексте концепции
кармы, всякое деяние приносил плод, (phala) (благой или неблагой) в со-
ответствии с характером деяния.
|
|