|
51. ... (она)-моя дочь и Ваю ...-Мариша была дочерью ветра, персони-
фицированного в образах бога ветра Ваю, божеств бури-марутов.
52. ... отправился ... в прибежище Вишну, называемое высший Пуру-
ша.-Высшее прибежище Вишну, как обитель бога, имеет определенную локали-
зацию в космографии ВП и одновременно в <ментальном плане> отождествля-
ется с высшим Пу-рушей как с высшим духовным состоянием Вишну.
53. ... он читал молитву, состоящую из (гимна) <брахмапа-ра>. Подоб-
ное чтение молитв (japa) в индуистской традиции предполагало многократ-
ное повторение, шепотом или про себя, священных гимнов, мантр. О гимне
<брахмапара> см. комм. ВП1.ХУ:55.
54. ... этот великий йогин ... стоял с воздетыми руками.- Одна из об-
щих для Пуран форма ритуала богопочитания, присущая как вишнуитской, так
и шиваитской традиции.
55. ... высший гимн <брахмапара> ...-Этот гимн (brahma-para, см. ВП
I.XV:56) представляет собой мантру, в которой обыгрывается широкий
спектр многократно повторяемого слово, рага (дальний берег, предел, фи-
гурально-берег, которого достигают, переплыв океан земного существова-
ния) и слова рага (высший, беспредельный).
57. ... он причина цепи причин ... и при деяниях он, (выступая) ... и
как содеянное, и как деятель ...-Здесь вновь рассматриваются основные
характеристики Атмана (Вишну), во-первых, как высшей причины мира, каж-
дый компонент эманации которого, в свою очередь, представляет причину
последующего, во-вторых, Атмана, как тождества субъекта и объекта. Атман
выступает как субъект и одновременно объект тво-
рения, идет ли речь обо всем мире в целом, или о любом его предмете
как явлении.
58. Он-... Брахма, являющийся всеми существами, Брахма-повелитель лю-
дей ... он-Вишну, ... не связанный никакими (узами)!-В вишнуизме Вишну
присущи основные функции творения, сохранения и разрушения мира
(собственно, единая функция периодического творения и разрушения), пер-
сонифицированная соответственно в образах Брахмы (творение) Вишну (эво-
люция мира), Шива (разрушение). Здесь наблюдается соединение функций
триады всего индуизма: Брахма-Вишну-Шива и функции Вишну, как высшего
бога (Атмана), непосредственно в вишнуизме. Соответственно Шива в шива-
изме, сохраняющий в то же время внутри триады функцию бога-разрушителя.
Вишну, как высший Атман, не связан узами кармы, не подвержен закону
кармы.
61. ... кем прежде была эта Мариша ...-Т.е. в прошлых рождениях.
68. ... у тебя будет десять великодоблестных мужей.-Полиандрия су-
ществовала в древнеиндийском обществе как одна из форм брака.
72. А она была рождена как ваша супруга Мариша ...-Варианты легенды о
рождении Мариши и аскезе Прачетасов содержатся в АгП XVIII; БхП.1У.ЗО;
МП 1.4 и ВаюП 63.27. Однако версия, приводимая в ВП, наиболее детально
описывает происхождение Мариши.
74. ... родился наделенный великой долей патриарх Дакша ...-Рассказ о
втором рождении Дакши и его роли как прародителя человечества приводится
в большинстве Пуран. Причем, версия, данная в тексте, по мнению Вильсо-
на, может рассматриваться как первоначальная. Обычно Дакша включается в
число патриархов, порожденных разумом сыновей Брахмы. Аллегорический ха-
рактер потомков Дакши выявляет их более позднее происхождение. Вильсон
1840, т. II, с. 9, прим. 1.
76. ... он ... сотворил высших и низших ...-Т: avaramsca varam могут
иметь значение <движущиеся и неподвижные (предметы)>.
.AL
78. ... двадцать семь ...-они ведали течением времени ...- Здесь под-
разумеваются светочи лунного зодиака.
81. Дакша ... был рожден из правого большого пальца (Брахмы).-Дается
этимология имени Дакши, производимого от слова daksa (правый).
84. В каждой юге существуют Дакши и иные избранные отшельники
...-Дакша и другие великие мудрецы появляются вновь и вновь в каждой юге
(или манвантаре, К). Отличаются лишь обстоятельства их рождения. Так,
Дакша в один период является сыном Брахмы, а в другой- -сыном Прачета-
сов. Сома (Луна) в манвантаре Ману Сваямбхувы был рожден как сын патри-
арха Атри, а в манвантаре Ману Чакшуши он появился из вод при пахтании
молочного океана.
90. ... согласно закону ...-Т: dharmcna.
94. Вы несмышленыши (и) не ведаете середины, высоты и глубины земли
...-согласно К данные размеры земли можно толковать соответственно как
возникновение, существование и разрушение тончайшей телесной субстанции
(lingasarira). ЛП однозначно толкует данное место как размеры земли.
Идентичные версии легенды о бездетных потомках Дакши встречаются в таких
Пуранах, как, например, ЛП 1.63; МП 1.5. В БхП IV.6, а также в Мбх
(1.75) упоминается только одна группа сыновей, которые достигли Освобож-
дения благодаря тому, что Парада изложил им учение философской школы
санханья.
101. ... не достигнув результата ...--Т: па haryant vijanata- это
место можно понять двояко: во-первых, как <не познав размеры земли>,
|
|