|
апсары \ 1 1 лотоса i 187
9 горы Меру Химават яхонты и хрусталь травы
10 деревья Шала Плакша сок сосуд (Shorea растений Палаша robusta)
(Batea \ frondosa)
95. ... эта прекрасная (история) о рождении могучего При-тху прогоня-
ет дурные сны у ... мужей ...-Здесь отмечается одна из прикладных функ-
ций сакральных текстов. Ср. МаркП, Девимахатмья 92.
ГЛАВА XIV
1. Согласно БхП (IV.22:54, 24:3) у Притху было пять сыновей, а у его
старшего сына Антардханы было две жены-Шик-хандини и Набхасвати. От пер-
вой жены у него было три сына (три огня): Павака, Павамана и Шучи. От
второй жены он родил Хавирдхану.
2. ... Прачинабархис ...-Т: pracinabarhis-(кладущий траву) бархис
(остриями на) восток",-возможно, имя указывает , что именно этот царь
ввел обычай класть при жертвоприношениях священную траву бархис (то же
что куша-Роа), указывая направление на восток, или просто означает, что
царь был усерден в жертвоприношениях. БхП (IV.24:8-10) называют Прачина-
бархиса также именем Бархишад. Согласно Мбх (Мокша-Дхарма XII.208:7572)
Прачинабархис был рожден в роде патриарха Атри.
16. Тот, кто хочет (обрести) дхарму, наслаждение и Освобождение
...-Здесь неполный ряд основных ценностных ориентиров древнеиндийского
общества. Полный ряд (так называемая caturvarga) включает в себя следую-
щие компоненты: Освобождение, дхарма, наслаждение (или любое благое же-
лание), богатство (или любое благое средство) соответственно: moksa,
dharrila, kania, artha.
Дхарма, наслаждение и богатство известны также как tri-varga, или три
основные цели земного бытия, которые могут быть осуществлены человеком в
повседневной мирской жизни.
В известном смысле они противопоставляются Освобождению, которое не-
изменно толкуется как высшая и конечная цель человеческой деятельности.
В Пуранах Освобождение неоднократно называют <высшей целью>
(paraniarllia). По свидетельствам памятников Освобождение превосходит
все блага,-как земные- богатство, счастье, дети, так и те, которые слу-
жат прямыми средствами для достижения Освобождения-религиозные обряды,
жертвоприношения, аскеза, медитация.
Роль Освобождения как высшей ценности широко иллюстрируется в ми-
фо-поэтической традиции. Многие мифологические персонажи (Кхатванга, Ам-
шумат и др.) в качестве высшего дара от богов избирают Освобождение. ВП
IV.IV:38, III.XV:27, Гупта 1978.
23-24 ... высшего Властителя ..., кто является изначальным светом.
-Высший источник первобытия в индуистской традиции может определяться
как свет, или светоч светочей (jyotisam jyotih), ЧхУ V.10; Деуссен 1891,
с. 201.
34. ... тленного и нетленного (ksaraksara)-К дает: (состоящий) из
грубой и тонкой материи (ksarah-shnladclla ... ahsaro-tineadcha), т.е.
различается материя, как данная в чувственных ощущениях (тленная), и ма-
терия как энергия, сила духа (нетленная).
36. ... наделенному свойствами первичной материи ...-Т.е. наделенному
Качествами. К.
40. ... без глаза, без уха ...-Т.е. без способности слышать и видеть.
45. ... верхом на царе птиц ...-Т.е. на Гаруде.
ГЛАВА XV
7. Эту драгоценную деву ... я, еще прежде, взрастил своими луча-
ми.-Т.е. в прежнем рождении.
9. ... из ... жизненной силы ...-Т: tejasall', см. также ВП1.ХУ:10.
13. ... его разум был погружен в наслаждения.-Т.е. погружен в объекты
чувственного восприятия (visaya).
25. Я совершу обряд сандхья ...-Этот обряд sandhya включал в себя ри-
туальные действия (возлияние воды, повторение мантр и т.п.), совершаемые
регулярно три раза в день: утром, в полдень и с наступлением вечера. ЛП
1.33.
37. ... знание Брахмана, (доступное лишь для тех, кто) не подвержен
шести волнам (превратностей и страстей).-Т.е. не подвержен голоду, жаж-
де, печали, притуплению ума и чувств, старению и смерти.
41. Семи, (сделанных совместно) шагов (достаточно) для дружбы благих
...-При свадебном обряде жених и невеста вместе (конец тюрбана жениха
связан с краем сари невесты) обходят вокруг жертвенного костра. Этот мо-
мент-кульминация брачной церемонии. После него юноша и девушка считаются
мужем и женой, их союз скреплен.
46. ... и вознеслась в воздух пространстве).
-Т: okasagamini (бредущая в
49. Деревья поймали зародыш, а маруты (собрали его) воедино, он выз-
рел под моими лучами ...-Здесь прослеживается мотив чудесного рождения в
форме, специфической для индуистской традиции. Ср. также рождение Вас-
тубхуты из пота, стекавшего с бровей Шивы в битве с асурой Андхакой. МП
11.252.
|
|