|
вантар). А Ману, в свою очередь, выступали как образы Вишну, способству-
ющие сохранению внешнего мира.
Царь принадлежал к варне кшатриев (см. ВП 1.Х1:37). Царская власть
была наследственной-трон обычно наследовал старший сын царя. Основными
функциями царя были поддержание порядка в государстве, выполнение внеш-
неполитических функций, наблюдение за исполнением дхармы (МаркП 28; МП
11.222). Царь в Пуранах не обожествляется, вместе с тем считалось, что
царь носит в себе часть бога (Вишну, Индры или нескольких богов сразу).
Царь не совмещал функции верховного жреца, но принимал участие в ряде
важнейших для государства обрядов (ашвамедха и др.). Праведное поведение
и исполнение предписаний были обязательны для царя.
17. ... да почтим мы Владыку богов ... длительным жертвоприношени-
ем,-часть от его (плода) будет твоя ...-По традиционным представлениям,
считалось, что земля будет плодоносить, в зависимости от того, насколько
ублаготворены боги, и шестая часть урожая будет принадлежать царю.
18. Пуруша жертвоприношений-Т: yajna-purusa,-здесь то же, что дух
жертвоприношения yajna-pan'lS.
IL
25. Весь этот мир-плод жертвоприношения! -Мир рассматривается как ре-
зультат принесения в жертву космического гиганта Пуруши.
43. ... вместе с потомками Ангираса ...-Т.е. вместе с огнями.
44. ... на его правой руке (знак) чакры ...-Царственный знак, облада-
тель которого считался великим царем, повелителем земли-чакравартином
(<вращающим чакру>). Чакра символизировала кругооборот бытия и изобража-
лась в виде круга. Подобная фигура чакры была образована линиями на ла-
дони у царя Притху.
51. ... На блистательном жертвоприношении, посвященном рождению Прит-
ху ...-Рождение Притху описывается как жертвоприношение, которое совер-
шил творец Брахма. Но в других Пуранах это жертвоприношение' рассматри-
вается как имевшее место в действительности, причем первыми панегириста-
ми при нем были питары.
... в соке, (выжатом) из сомы, родился Сута-Т:
slltahsuty-amsamn-tpannoh.-Здесь обыгрывается этимология имени Сута. Су-
та и Магадха (см. ВП 1.ХШ:52) представляют собой мифологические персони-
фикации певцов-панегиристов. В древности эти барды служили при царском
дворе и в своих балладах доносили до слушателей мифы и предания из тра-
диционной истории Пуран, генеалогии богов, риши и наиболее прославленных
царей. Вместе с тем певцы-панегирики могли исполнять обязанности ци-
рюльника, врача, повара, тренировали слонов и лошадей, во время баталий
управляли царской колесницей. Панегирики {sllta) обычно принадлежали к
касте пратилома (отец кшатрий, мать брахманка). В восточной части Индии
панегиристы назывались magadha по названию страны Магадха. История Суты
и Магадхи излагается во многих индуистских памятниках (см., например,
АгП XVIII:15-16;, ВаюП 62:137-148, ШП VII.56:30- 31, Мбх XII. 1386).
61-65. Перечисляемые в данных стихах достоинства царя являются не
просто набором хвалебных определений, но вполне конкретно характеризуют
Притху как начинающего йогина.
72. ... к высокодоблестному Притху ...-Т: prthii.mprthiipa-rakramom.
-Здесь обыгрывается этимология имени Притху.
186
80. ... дай мне такого теленка, при помощи которого я ... дам молоко
...-Теленок будет высасывать молоко из Земли, носящей образ коровы и тем
самым выдаивать ее.
81. И выровняй всю (землю) ...-Здесь и ниже наглядно прослеживается
характерное для индийского мифологического мышления перекрестное изобра-
жение двух планов: природного феномена (в данном случае-земли) и его те-
истической персонификации (богини Земли). Богине Земле в Пуранах адресо-
ваны специальные гимны, АгП XII.
91. МП 1.10 дает подробное описание, какой именно дояр, теленок, со-
суд и какое молоко соответствуют каждой данной гоуппесояпяний Сп
KxHTV14м.^,. ]-" "" "--'-1--' ------- .-----^-._ ,^^^_^^^_,-._
№№ вид соз- дояр 1 теленок молоко сосуд ^
пп даний i 1
1 риши Брихаспати Сома предан- ^Веды ность
2 боги Митра Индра сверхче- золото (бог солн- ловеческая 1 ца в Ве-
дах) власть [
3 питары Антака Яма свадха i серебро (бог (жертвосмерти) приношение^
питарам) 1
4 наги змей 1 великий ^яд 1 бутыль Дхрита- змей i из раштра Ташкака 1
тыквы
5 асуры Двимур- Вирочана иллюзия- железо дхан (сын майа Прахлады)
6 якши Вайшра- сила невоздевана исчезать данная земля
7 ракша- Раупья- Сумалин кровь
сы и набха
преты
8 гандхар- Васуручи 1Читраратха1 ароматы чаши из
вы и \ ] листьев
|
|