|
ях называется духом
жертвоприношения, а в науке (шастре) йоги-называется высшим ду-
хом-пумсом>.
53. ... сосредоточив мысль на одном (Вишну), будучи (полностью) за-
полненным им, обуздав себя ...-Здесь говорится о ряде психических состо-
яний, связанных с йогической психотехникой. Ср. например, ЛП 1.92.
ГЛАВА XII
9. ... Когда он стоял на левой ноге ...-Здесь приводится описание од-
ного из распространенных приемов аскезы.
18. (В начале) идет время твоих детских игр, затем- ученья ...-Здесь
речь идет об основных социо-возрастных обязанностях члена древнеиндийс-
кого общества (варнашрамад-харма). ВП III.IX.
26. Сотни шакалов,-их пасти пламенели^ отсветом (пожираемой) добычи
...-По индийским поверьям, кусок мяса, поедаемый шакалом, освещает в
темноте пламенем его пасть.
36. Согласно мифологии Пуран, каждый из <второстепенных> богов (иначе
<тридцати богов>), возглавляемых обычно Индрой и в большинстве своем
олицетворяющих природные феномены, имел подвластные ему сферы: воздуха,
воды, богатств и пр.
41. ... Дхрува отождествил себя с ним ...-Одно из состояний йогичес-
кой психотехники (самадхи).
43. ... сосредоточил свою мысль на мне ...-Одно из состояний йогичес-
кой психотехники (дхьяна).
46. Волоски на теле Дхрувы встали дыбом ...-Такое состояние, по
представлениям древних индийцев, выражает сильное волнение, изумление.
52. ... сложившего ладони сына Уттанапады ...-Жест, обозначающий поч-
тение и приветствие.
59. ... Это ты, о высший Пуруша, от тебя (происходят) Ви-радж, Сва-
радж и от тебя Адхипуруша.-Здесь Вирадж-означает мировое яйцо (брахман-
да); Сварадж-Брахму, как творца мира, Самраджа-Ману, как правителя ман-
вантары; Адхипуруша--высшее духовное начало (К).
183
60. ... от нижних, средних и верхних зон земли ...-Здесь речь идет о
подземных, наземных и надземных мирах.
62. ... кислое молоко, очищенное масло и жертвенные животные двух ви-
дов ...-Называются продукты, которые часто приносили в жертву, а также
домашние и дикие животные. Абботт 1984, с. 392-420.
63. ... коровы с зубами в одной челюсти ...-Т.о. genus ox, у которых
передние зубы растут только в нижней челюсти.
65. От глаз (порождено) солнце, ветер-от жизненного дыхания ...-При
творении основных природных феноменов используется модель творения по
типу космического гиганта Пу-руши.
67. Как огромная ньягродха помещается в маленьком зерне, так и ...
вся вселенная (заключается) в тебе ...-Образ вселенной, как мирового де-
рева (nyagrodha, -Indian fig) широко распространен в индуистской тради-
ции. Ср. образ дерева ашват-тха(БхГХУ:1-3).
70. Согласно индийской философской традиции считается, что те или
иные ощущения зависят не непосредственно от восприятий органов чувств, а
от того, какие ощущения передаются этими органами чувств в разум челове-
ка. Эти ощущения подразделяются на три категории: приятные (связанные с
Качеством Благости), мучительные (связанные с Качеством Косности) и сме-
шанные (связанные с Качеством Страстности). Изначально заложенные в ра-
зуме, эти способности к ощущениям присущи богу (Атману), как единому с
индивидуальным жизненным началом, а не богу (Атману), как высшему нача-
лу.
72. ... явленной предматерией ...-Редкое определение предматерии
(pradhana), которая обычно считается неявленной. Здесь понятие pradhana,
очевидно полностью синонимичное понятию prakrti.
89. ... (рожденье) в доме Сваямбхувы ...-Отец Дхрувы, царь Уттанапада
принадлежит к роду, ведущему свое начало от Ману Сваямбхувы.
90. ... Освобождение ...-Т: myktim.
94. ... тебе же я дам существование в пределах кальпы.- Здесь кальпа
понимается как день Брамы.
184
99. ... Дхрува стал предводительствовать над семью риши ...-Полярная
звезда (Дхрува) возвышается над созвездием Большой Медведицы (Семь ри-
ши).
102. ... небесный мир ...-Т: svarga loha.
ГЛАВА XIII
9. ... царь из рода Вены, славившийся как Притху ...-Варианты легенды
о царе Притху изложены во многих Пуранах (см., например, БхП IV.14 и АгП
XVIII, МП 1.10), краткая версия легенды приводится в Мбх (Раджа-дхарма,
VII.69). Согласно БхП (1.3:1-25) царь Притху является одной из аватар
Вишну.
В легенде о царе Притху нашли отражение представления древних индий-
цев о происхождении царской власти, об основных обязанностях и нормах
поведения царя. Цари считались сыновьями Ману (в каждой из данных ман-
|
|