Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Веды :: Вишну-Пурана
<<-[Весь Текст]
Страница: из 90
 <<-
 
   Брахма Сваха (супруга)
   Павака Пава ^ана
   45 огней (которые вместе с Агни Паваманой и Шучи составляют

   Брахма агнишватты бархишады
   Свадха (их общая супруга)
   Мена Дхарани
   Потомки Бхригу
   \ БхригуП Кхьяти (его супруга)
   Р Лакшми 1 Дхатри Аяти Видхатри Нияти \ (дочь Меру) "\ (дочь Меру)  \
/ \/
   \/ -^ Прана Мриканду
   Дьютимат Раджават 1 Маркандея 1 Ведаширас
   ГЛАВА XI
   1. Сказание о царевиче Дхруве, превращенном  в  полярную  звезду  (ВП
1.XI-XII) относится к разделу продолжающегося творения.  Варианты  этого
сказания, содержащиеся в таких Пуранах, как например, БхП (IV.8)  и  АгП
(XVIII), близки к версии, представленной в тексте ВП. МП (20:39-40) лишь
упоминает о том, что Дхрува был вознесен на небо в награду за его  аске-
тический подвиг. Возможно, рассказ о религиозной аскезе и почитании Виш-
ну является более поздней интерпретацией,  характерной  для  вишнуитских
Пуран. Либерт 1969; Винтернитц 1908, с. 250.
   В легенде о Дхруве в мифо-поэтической форме излагается учение о  кар-
ме. В соответствии с этим учением существование человека рассматривается
как одно из звеньев в цепи  всеобщего  закона  причинности:  его  данная
жизнь, его социальный статус, его судьба предопределяется  поступками  в
прежних рождениях, а поступки в данном рождении определяют его  будущее.
Именно за заслуги в прошлых рождениях, (понимаемые  в  данном  контексте
прежде всего как почитание Вишну), Дхрува был рожден как  сын  царя.  Но
его заслуги были недостаточны для того, чтобы он был рожден  в  качестве
наследника трона. Не довольствуясь своим положением сына второй, нелюби-
мой жены царя, Дхрува выражает очень смелое, с точки зрения  индуистской
традиции, желание изменить свое положение, изменить  свою  карму  уже  в
настоящем рождении.
   Так, в сказании о Дхруве ставится и решается вопрос о свободе воли  в
рамках учения о карме-насколько властен человек повлиять на свою судьбу,
<запрограммированную> его же поступками в прежних рождениях. Ответ,  ко-
торый дается в тексте памятника, однозначен-человек обладает  определен-
ной свободой воли и властен изменить свою карму.  Таким  образом,  инду-
истская традиция, согласно тексту Пуран, определяет свободу воли  прежде
всего как свободу религиозного служения божеству (в данном  случае  Виш-
ну). Причем высшим выражением этой свободы воли  является  потенциальная
возможность для каждого индивидуума достичь идеала религиозного Освобож-
дения, слиться с божеством и освободиться от причинно-следственной зави-
симости кармы.
   181

   8.   ...   что   доступно   лишь    превосходному    Уттаме    ...-Т:
utta-mottamamprapyam. Здесь обыгрывается этимология имени Ут-тама  (Пре-
восходный). Многие персонажи легенды о Дхруве носят  <говорящие  имена>,
так, например, имя матери Дхрувы Сунити (Saillti) означает <женщина бла-
гого поведения>.
   16. Заслуга (рипуа)-одно из основных понятий этического учения  инду-
изма, антиподом ему является понятие греха (papa). Заслуга (добродетель)
и грех необходимо сопутствуют индивидуальному началу как категории фено-
менального существования (для достигшего Освобождения не существует гре-
ха и добродетели). Конкретное содержание  понятий  греха  и  добродетели
служило важнейшим нравственным и духовным  ориентиром  членам  древнеин-
дийского общества. В контексте индуизма  добродетель  в  широком  смысле
толкуется как источник счастья, которое можно обрести в будущих рождени-
ях или в небесных мирах. Добродетель в конечном счете способствует  дос-
тижению Освобождения. Грех-это то, что препятствует достижению  Освобож-
дения. Индуистская традиция перечисляет основные грехи: страсть, похоть,
гнев, зависть, заблуждение, невежество, гордость.
   21. Разумный довольствуется своей участью ...-Участь  bhagya  (доля).
Представления об участи, о судьбе как о доли следующим образом  вписыва-
ются в концепцию кармы: доля- это то, что предопределено человеку  (всей
суммой его предшествующих деяний) только на данное рождение.
   25. Я  буду  стремиться  достичь  такого  величия  ...-Т:  stha-naril
prapyami,-здесь и далее sthana (место, положение)  мы  будем  переводить
как <величие>.
   28. ... своими деяниями ...-Т: suakarmana. К  дает:  svata.po-ba.lena
(силой своей аскезы).
   30. ... они ... расположились ... на  шкурах  черной  антилопы.-Шкура
черной антилопы была особым объектом почитания в индуистском ритуале. МП
11.206.
   45. ... Освобождение-Т: muktim.
   46. ... В жертвоприношении он-дух жертвоприношения, а  в  йоге-высший
дух-пуме.-Т: yajn.apiinisoyajneyogcyah para-mo.ll ратаи. К считает,  что
возможен также перевод <... тот, кто в науке (шастре) о жертвоприношени-
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 90
 <<-