Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Веды :: Вишну-Пурана
<<-[Весь Текст]
Страница: из 90
 <<-
 
вероятности, более поздним добавлением.
   Согласно аллегорическому толкованию этого мифа, пахта-ние океана  оз-
начает аскезу, а нектар бессмертия-Освобождение. Подобная  интерпретация
многих мифологических сюжетов характерна для периода развитого  вишнуиз-
ма.
   Особо обращают на себя внимание два предмета-яд и луна. В  тексте  ВП
отсутствует также и упоминание о дайтье Раху,  проглотившем  яд.  Однако
этот миф, объясняющий причину солнечных и лунных затмений, содержится  в
Мбх (1.19) и в ряде Пуран (см., например, БхП V.24:1-31). Согласно этому
мифу, во время пахтания океана дайтья Раху спрятался среди богов и выпил
свою порцию нектара бессмертия. Тем временем Вишну обнаружил Раху и  не-
медленно его обезглавил. Но яд уже попал в горло Раху, поэтому его голо-
ва стала бессмертной. Голова Раху вознеслась на небо и с тех пор в ярос-
ти гоняется за луной и солнцем, пытаясь их проглотить.
   Появление луны из молочного океана можно увязать с гипотезой, соглас-
но которой Луна не сразу оказалась на своей орбите, а некогда  представ-
ляла собой астероид. Был момент,  когда,  благодаря  лунной  гравитации,
Земля и Луна  чрезвычайно  сблизились.  Лунная  гравитация  вызвала  ги-
гантский подъем океанских вод. Потом Луна отдалилась от Земли,  но  про-
должать свой самостоятельный путь в космосе не смогла и  превратилась  в
спутник Земли. Согласно устному преданию бушме-

   нов Южной Африки, луна появилась в небе только после потопа.  Аполло-
ний Родосский (III в. до н.э.),  хранитель  Александрийской  библиотеки,
утверждал, что не всегда на небе сияла луна. В легенде огнеземельных ин-
дейцев рассказывается, как однажды море всколыхнулось до небес, и из не-
го выплыла луна. Кусто 1986, с. 222.
   96. ... чашу, наполненную нектаром  бессмертия  ...-Т.е.  специальный
сосуд (kamandalu), используемый бродячими аскетами.
   97. ... богиня Шри ... стояла в сияющем (розовом) лотосе, и в руках у
нее был лотос.-Богиня Лакшми (Шри) носит (наряду с прочими именами) име-
на Падма (лотос) и Камала (лотос).
   99.  ...  славили  ее  гимном,  посвященным  Шри  ...-Ведийский  гимн
(шри-сукта). См. Мюллер 1894, с. 51.
   101. ... великая правительница ...-Т:  Mahesvarim,  произнесенное  от
имени ее супруга Mahcsvara.
   III. ... солнце ...-Т: suryah
   114. ... три мира ...-Т: tridivarn (три неба).
   115. Здесь и далее (ВП 1.1Х:115-130) приводится гимн Лакшми,  который
по содержанию и по набору определений близок к гимнам тантристского  ха-
рактера. Четко прослеживается роль Лакшми как богини-матери,-она называ-
ется матерью миров, матерью всех существ. В отличие от гимнов Вишну, ко-
торые в целом носят философский характер (в них речь идет о сущности бы-
тия, способах достижения Освобождения и пр.), гимны богине Лакшми (кото-
рую правомерно в общем контексте пуранической  литературы  рассматривать
как благостную ипосатась богини Дурга-Деви)  носят  характер  конкретной
религиозной прагматики, они изобилуют просьбами адептов о  даровании  им
земных благ: здоровья, богатства, жен, власти и пр. (Ср., например, Дур-
га-Деви в МП (85, 91); Ава-лон 1913.
   116. ... жертвоприношение ...--Т: ntcdha, обычно принесение в  жертву
животных.
   117. Здесь перечисляются четыре вида  знания:  1)  знание  ритуальных
приношений (yojna-vidya)', 2) великое знание  (та-havldya)',  3)  тайное
знание (guhya-vidyo)-знание мантр, мис-

   тических текстов и стихов; 4) знание Атмана (atniovidya)-высшее вели-
кое знание.
   ... Освобождение ...-Т: vinlukti. 118. ... логика ...-Т: anvihsihl.
   ... науки и искусства ...-Т: trayi, varta. К: silpasa.stra, т.е.  ме-
ханика, скульптура, архитектура, медицина и прочее.
   ...наука и политика ...-Т: danda niti. К: rajaniti.
   138. Согласно пуранической  легенде,  Бхригу  был  правителем  города
Лакшмипура на берегу .реки Нармады. Дочь Бхригу Лакшми подговорила свое-
го мужа, чтобы тот 'упросил ее отца отдать город ей. Это оскорбило Бхри-
гу, и он наложил на Вишну, ^упруга Лакшми,  проклятье:  десять  раз  ро-
диться на земле, быть разлученным со своею женой и не  иметь  детей.  По
мнению Вильсона эта  легенда,  приводимая  в  ПП,  является  инновацией.
Вильсон 1840, т. 1, с. 150-151, прим. 1.
   140. Когда Хари был сыном Адити, она была рождена из лотоса.-Здесь  и
далее (ВП 1.1Х:140-141) перечисляются некоторые из аватар Вишну и  Лакш-
ми. Одной из аватар Вишну считается карлик Вамана, который был сыном бо-
жества Адити.
   ГЛАВА Х
   1. Варианты списков  потомков  великих  патриархов,  сыновей  Брахмы,
Бхригу, Маричи, Ангираса, Атри, Пуластьи, Пу-лахи,  Крату,  Васиштхи,  а
также Агни содержатся в различных  Пуранах,  таких,  например,  как  БхП
(111.12:22), ЛП (1.5:25), МаркП 52 и др.
   Ряд имен носит аллегорический характер, другие имена представляют со-
бой астрономические понятия. Вместе с тем, некоторые из этих имен  могли
принадлежать реально сущест вующим личностям, своего рода первым  проро-
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 90
 <<-