|
явлении, частным случаем которои выступает причинность. Высшая психо-
физическая субстанция Атман в своей эманации представлен как цепочка
причинно-следственных связей. Каждый компонент эманации Атмана является
следствием предыдущего и причиной последующего. В наиболее общем виде
эманация Атмана (как уже подробно рассматривалось выше) содержит следую-
щие компоненты, идущие последовательно друг за другом: Атман, Пуруша,
первичная материя, великий принцип творения, сознание, самосознание,
первоэлементы. И, таким образом, Атман является причиной Пуруши и пер-
вичной материи, первичная материя является следствием Атмана и принципа
великого творения, последний является следствием первичной материи и
причиной сознания и т.д. Только сам Атман, взятый как единое неделимое
целое, вне своей эманации, заключает в себе одновременно причину и
следствие самого себя.
Стихи ВП 1.1Х:46-48 допустимо рассматривать как своего рода формулу
причинно-следственной характеристики Атмана. Если в стихах ВП 1.1Х:47-49
мы подставим на месте, каждого слова <следствие> (karya) и на место каж-
дого слова <причина> (karana) соответствующие компоненты эманации Атма-
на, то эти стихи могут быть переведены следующим образом: <Мы склоняемся
перед тем, кто является следствием (первичной материи), следствием кото-
рой является (великий принцип творения), следствием которого является
(самосознание), которое имеет своим следствием (первоэлементы), а
следствие самого (Атмана)-сам (Атман)! Мы склоняемся перед (Атманом),
который является причиной (первоэлементов), причиной которых является
(самосознание), причиной которого является (великий принцип творения),
причиной которого является (первичная материя), перед высшим Ишварой
(Атманом), кто есть (высшая причина этих) причин!
Говоря о прочтении этого отрывка, следует учитывать, что при всей
строгости сохранения общей модели эманации Атмана и порядка следования
его компонентов (в общем виде это присуще всем Пуранам), конкретное чис-
ло компонентов могло варьироваться (одно из проявлений принципа атрибу-
тивной ассоциации).
Та же причинно-следственная зависимость, которую мы наблюдаем в ком-
понентах эманации Атмана, переносится с уров-
ня высшего Атмана на уровень каждого индивида (дживатма-на). Человек
понимается и как причина, и как следствие своих поступков, а именно, он
рассматривается как результат своих поступков (мыслей, желаний) в преды-
дущих рождениях, а его поступки и образ мышления в данном рождении пред-
полагают его социальное положение и <судьбу> в последующих рождени-
ях-т.е. здесь мы в общем виде имеем учение о карме.
Только в индивиде, который достиг идеала религиозного Освобождения и
слился с Атманом, имеет место (по аналогии с Атманом, взятым вне эмана-
ции) тождество причины и следствия, в то время как в любом существующем
индивиде и любом компоненте развертки Атмана это тождество нарушено,
что, с точки зрения древнеиндийских мыслителей, объясняло существование
человека и мира.
49. Высшая сущность (Вишну)-Т: pararnampadan'l.
66. ...имеющий предначальный образ...-'T:ap!.lrцаr^ipa. К дает:
daihihai (имеющий телесный образ).
83. Кришна ...-Здесь одно из имен Вишну. Кришна считается одной из
аватар Вишну.
84. ... Бхагаван Хари в образе черепахи ...-черепаха (kiirnia)-одна
из аватар Вишну.
87. Царь нагов-Васуки.
90. Здесь и далее (ВП 1.1Х:90-98) перечисляются девять предметов, по-
явившихся из молочного океана: волшебная корова Сурабхи, богиня Варуни,
небесное дерево Париджата (одно из деревьев в небесном раю Индры), апса-
ры, луна, яд, бог-врачеватель Дханвантари, нектар бессмертия, богиня
Шри. Количество предметов в других индуистских памятниках, содержащих
данную легенду (см. комм. IX: 2) варьируется: Мбх, Рам называют девять
предметов, БхП-шесть, ВаюП-двенадцать, МП--четырнадцать. Общими для этих
памятников являются: яд, Варуни (Сура), конь Индры Уччайхе-равас, камень
Индры Кауштубха, луна, Дханвантари с каман-далой, наполненной нектаром
бессмертия, богиня Шри (Падма), Сурабхи, Париджата, ездовой слон Индры
Айравата. МП добавляет к этому списку: зонтик (символ царской власти) и
серьги, взятые Индрой и подаренные им Адити, а также белого коня Солнца.
По свидетельству Вильсона в данный список иногда могут быть включены
(как более поздние) атрибуты
Вишну-раковина и лук, а также священное для почитателей Кришны дерево
Тулей (см. комм. ВП I.VIII:2). ПП (Уттара-кханда) приводит несколько
иной список: яд, богиня Джйешт-ха (Алакшми), богиня вина, Нидра (сон),
апсары, слон Индры, Лакшми, луна, дерево Тульей. Вильсон 1848, т. 1, с.
146-148, прим., ср. ДбхП IX.Х 1.
Миф о пахтании молочного океана, как и все мифы Пуран, относится к
разделу продолжающегося творения, где речь идет уже собственно о сотво-
рении внешнего мкра, его атрибутов, богов, планет существ, явлений. Миф,
возможно, уходит своими корнями в ведийские Бремена: большинство предме-
тов, появившихся из молочного океана-это атрибуты одного из главных бо-
жеств ведийского пантеона-бога Индры. Атрибуты Вишну являются, по всей
|
|