Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Веды :: Вишну-Пурана
<<-[Весь Текст]
Страница: из 90
 <<-
 
дели творения мира, представляющей мир, как неразрывное единство субъек-
та и объекта, творца и творимого, активного и пассивного начала.
   19. ... принесение в жертву очищенного масла ...-Т: ajya-Itilti.
   ... жертвенная лепешка из молотого риса ...-Т: parodasa.
   20. ... Храм для женщин-Т: poinisala, помещение, где женщины находят-
ся во время религиозных церемоний.
   ... храм для мужчин-Т: pragoarnsa-помещение,  где  мужчины  совершают
церемонии жертвоприношений.
   21. ... (жертвенный огонь).-Т-  hutasana  (пожиратель  жертвоприноше-
ний), может являться также одним из имен бога огня Агни.
   28. ... дух бытия ...--Т: avastan'lbJla (опора). К дает: purnsakora.

   ГЛАВА IX
   2. В ВП рассказ о гневе Дурвасаса является интродукцией  к  основному
сюжету о пахтании молочного океана богами и асу-рами (ср. БхП  Ш.88).  В
более ранних и пространных версиях данной  легенды  (см.,  например,  МП
11.219, Мбх, Адипарва 18) Дурвасас не  упоминается.  В  этих  памятниках
стремление богов и асуров пахтать молочный океан  мотивируется  исключи-
тельно их желанием обрести бессмертие. МП приписывает аналогичный  мотив
богам: они увидели, как Шукра оживил убитых ими дайтьев травой  бессмер-
тия сандживини, и также пожелали стать бессмертными.
   4. Обет безумства-Согласно К в этом состоянии даже йоги-ны  уподобля-
лись злым духам (пишачам). Принявшие  обет  безумства  йогины  могли  не
только юродствовать и совершать безумные поступки, но и прозревать  выс-
шую истину.
   Во второй книге ВП (II.XIII-XVI) содержится притча о брахмане-безумце
Бхарате. В этой притче, напоминающей по  построению  философско-дидакти-
ческие беседы Упанишад, главное  внимание  уделено  изложению  учения  о
единстве Атма-на и всего сущего, о высшем Знании пути к Освобождению.
   Сюжет этой притчи не отличается сложностью. Царь Бхара-та, почитатель
Вишну-Васудевы, удалившись от мира, совершает аскезу в  лесной  обители.
Однажды он спасает тонущую в реке маленькую лань и выхаживает ее. С  той
поры царь всем сердцем привязывается к лани и,  поглощенный  заботами  о
ней, перестает должным образом поклоняться Богу и совершать  необходимые
обряды. В наказанье за нарушение аскезы после смерти Бхарата вновь  рож-
дается в обличье лани, сохранив память о своем прошлом рождении.  Будучи
ланью, Бхарата продолжает поклоняться Вишну и предаваться  подвижничест-
ву. В награду за это в новом рождении он становится сыном благочестивого
брахмана. Бхарата совершает аскезу в форме безумства.  Однажды,  помогая
нести царский паланкин, Бхарата вступает в беседу с царем Шаувирой и из-
лагает ему учение о высшем Знании, достижение которого и является  Осво-
бождением, т.е. учение о йоге знания (джняна-йога).
   Вариант легенды о Бхарате содержится в БхП  V.9.10.  Без-умец-Бхарата
упоминается в ряду с другими аскетами (такими, например,  как  Дурвасас,
Рибху, Нидагха). Ср. ДжУ 6;

   МаркП 2; 10-14. См. Бляу, ББФ 1903, с. 205; Лойманн ЦДМГ 1894, с. 65.
   7. Супруг Шачи-Индра.
   9. Подобно (реке) Джахнави на вершине горы Кайласы  ...-  Река  Ганга
(Джахнави) берет свое начало в Гималаях.
   14. ... счастью (воплощенному в богине Шри)  ...-Здесь  и  далее  (ВП
1.1Х:14-32), обыгрываются  основные  значения  имен  богини  Шри  (Лакш-
ми)-счастье, удача, богатство, процветание.
   19. Тысячеглазый-имя, эпитет Индры, символизирующее  его  мудрость  и
всезнание. Здесь прослеживается связь Индры с многоголовым, многоруким и
многоглазым божеством, сближающимся по функции с  высшим  Атманом.  См.,
например, ШвУ 3:14, БхП 1Х.14:2. ДбхП Vll:28.
   23. ... (в ореоле)  сверкающих  волос,  собранных  в  узел.-  Обычное
(вплоть до настоящего времени) убранство волос священнослужителя-брахма-
на.
   24. Совершитель  ста  жертвоприношений-имя  Индры.  31.  Сыновья  Ди-
ти--дайтьи.
   33. ... тридцать (богов) ..., предводительствуемые Пожирателем  жертв
...-В Пуранах Агни, подобно Индре, выступает в роли предводителя тридца-
ти богов.
   37. ... и отправился на  северный  берег  молочного  моря.-  Согласно
представлениям традиционной индуистской космографии молочное море заклю-
чено между двумя кольцеобразными континентами-Шветадвипа (шестой  конти-
нент) и Плакша (седьмой континент). Северный берег молочного моря распо-
ложен на континенте Плакша. См. комм. ВП 1.11:52.
   41. ... тот, кто (возник) раньше меня ...-Здесь акцентируется функция
Брахмы как творца внешнего мира, а Вишну отождествляется с высшим  Пуру-
шей, с той частью развертки Атмана, которая предшествует творению  внеш-
него мира.
   42. Освобождение-Т: mukti.
   46. Здесь и далее (ВП 1.1Х:46-58)  представлена  развертка  Атмана  в
свете концепции всеобщей детерминации, носящей всеобщий  характер.  Кон-
цепция детерминации понимается как концепция результативной стороны воз-
действия предметов и

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 90
 <<-