|
водятся в большинстве Пуран и в Мбх (Шантипарва 13146-47).
13. Согласно Пуранам женское естество разделилось на две половины-бе-
лую и черную, а затем, каждая из этих половин, в свою очередь, раздели-
лась на многие энергии-шакти Шивы-Махадевы: белые, или нежные по своей
натуре-это Лакшми, Сарасвати, Гаури, Ума и пр., черные, или свирепые по
своей натуре-это Дурга, Кали, Чанди, Махаратри и пр. (т.е. соответствен-
но благие и грозные ипостаси богини Дурги-Деви в ДбхП VLXXII; МП 84, 91.
16. БхП 111.22:15; 23.10-46; 24-26 называет и третью дочь этих супру-
гов Девахути с тем, чтобы ввести легенду о рише Кардама, который вступил
с ней в брак, и их сыне Капи-ле.
18. Потомки Сваямбхувы (ВП I.VII:18-32) представляют собой персонифи-
кации атрибутов жреческого ритуала и основных нравственных категорий.
20. Дочери патриарха Дхармы, как персонификации высшего мирового
нравственного закона соответственно олицетворяют собой различные челове-
ческие добродетели.
24-25. Имена первых девяти патриархов широко известны в индуистской
традиции.
26. Лакшми-Т: cola, К дает: laksmi.
29. Здесь и далее (ВП I.VII:29-31) перечисляются потомки патриарха
Адхармы, представляющего собой персонификацию понятия <беззаконие>, <не-
честье>. Супруга Адхармы и его потомки являются олицетворением различных
пороков и несчастий.
33. ... они ... грозные образы Вишну, вечно действующие причины гибе-
ли мира.-Здесь и далее (ВП I.VII:33-35) различные разряды патриархов
представлены в рамках концепции всеобщей детерминации и в их соотнесен-
ности с тремя основными состояниями внешнего мира-творением, сохранением
и разрушением.
37. Здесь и далее (ВП I.VII:37-40) речь идет о четырех видах гибели
мира (pralaya): 1) наймиттика (naimittika)-периодическая, т.е. происхо-
дящая по причине {nirnitta) сна, когда Брахма в конце своего дня отходит
ко сну; 2) пракритика (prakrtiha)-первоначальная, когда мир возвращается
в состояние первичной материи (prahriti)', 3) атьянтика (atyantiko)-
когда наступает идентификация индивидуума с высшим Атма-ном, т.е. Осво-
бождение; 4) нитья (nityo)- -непрестанная, когда человек периодически
погружается в состояние сна.
40-41. Здесь приводится состояние трех видов творений (sarga) с тремя
видами гибели мира (pralaya), ср. ВП I.VII:37- 39, первичное творение
соотносится с первичной гибелью мира, преходящее творение соотносится с
периодической гибелью мира (промежуточной гибелью мира), а непрестанное
творение соотносится с непрестанной гибелью мира.
43. ... разрушение (мира) ...-Т: sanyama.
ГЛАВА VIII
1. Ниже приводится второй в ВП рассказ о творении Рудры (первый ВП
I.VII:10-11), в основе которого лежат мистические шиваитские культы. В
этом творении, как считает традиция, преобладает Благость (К).
2. ... от него возник чпрно-красный юноша.--Рождение Рудры как <юно-
ши> (kamara), одного из порожденных разумом сыновей Брахмы, описывается
также в ЛП и ВаюП. Цвет кожи у этих юношей, в разных кальпах имеет раз-
ный цвет. Однако, в Пуранах вишнуитского толка встречается только один,
вероятно, наиболее древний вариант-<черно-красный>; или <сине-зеленый>
(nilohita). По КП Рудра рождается изо рта Брахмы, а по ВаюП
(27:1-16)-появляется из его лба. Ср. АгП XVIII; ЛП (1.22); МП 52; ШП
(Рудра Самхита 1.15).
4. Ты наречен божественным именем Рудра (Ревун)!-Пура-ны дают этимо-
логию имени Рудры как производного от корня <'nid> (реветь, кричать) и
от корня (бегать). Согласно традиционной грамматике имя Рудры счи-
тается производным от корня .
6-7. Здесь перечисляются наиболее известные имена и эпитеты Шивы, не-
которые из них, например, Пашупати могут рас-
сматриваться как имена отдельных божеств, не утративших, однако, свя-
зей с пантеоном Шивы: Бхава (Существующий), Шара (Относящийся к Шиве),
Ишана (Владелец), Пашупати (Господин скота), Бхима (Ужасный), Угра
(Грозный), Махаде-ва (Великий бог). ЛП 1.65; ШП (Видьешвара Самхита 23).
7. ... царства ...--Т: sthanani.
8. Пять рудр являются персонификациями пяти первоэлементов. Это дает
основание высказать предположение, что данная группа из восьми рудр мо-
жет быть рассмотрена как еще одна, упрощенная модель творения: брахман,
солнце, луна, пять первоэлементов.
... исполняющий свои обязанности брахман ...-Т: dlksita brahmanah,
брахман, который прошел церемонию посвящения (dihso) и уполномочен со-
вершать обряды.
II. Лохитанга (Марс)--Т: lohitanga (С огненными членами, Огненноте-
лый). Маноджава (Химават)-Может считаться также сыном бога ветра.
15. Подробный список потомков Бхригу приводится в ВП 1-Х. Здесь он
вводится, возможно, лишь с целью предварить рассказ о рождении богини
Шри.
17. Вишну- смысл (слова), она-его звучание...-Здесь и далее (ВП
LVIII: 17--- 23) идет описание Вишну и его супруги Шри как еще одной мо-
|
|