|
... сосредоточившийся на истинном ...-Т: satyabhidflya yinah К толку-
ет satya как sarnkalpa (творение).
8. Боги питаются жертвоприношениями ...-Жертвоприношения восходят к
солнцу и питают его, затем с небес на землю выпадают дожди, которые яв-
ляются причиной роста растений. Таким образом принесение жертвы в огне
служит исконной причиной поддержания человеческого рода. Мбх, Мокшад-
хар-ма III.7.
9. ... люди, исполняющие свою дхарму ...-Следование дхарме как опре-
деленному социально-нравственному кодексу, конкретизированному для каж-
дого сословия в отдельности, расценивалось (в Пуранах, в традиционном
индуизме) как высшее значение каждого члена древнеиндийского общества.
... избегающих запретных поступков ...-Т: vir4.ddliacarana petaih К
дает вариант: visuddhacaranopetair (приверженных к добродетельным пос-
тупкам).
10. ... вследствие своей человеческой природы ...-Т: тапи-syat.
12. ... избавленные ото всех трудностей ...-Т.е., согласно К, от го-
лода, жажды и прочего.
... чистые внутренне.-Т: siiddhantahharanah (наделенные чистой внут-
ренней сущностью), т.е., согласно К, избавленные от страстей и прочего.
Здесь и далее (ВП 1.VI: 12-25) приводится описание <золотого века>,
которое встречается в Пуранах. Данное место, возможно, представляет со-
бой сокращенный вариант более пространного описания <золотого века>, со-
держащегося в Пуранах. Так, например, согласно МП.49 Брахма в начале
кальпы сотворения создал по тысяче людей каждого сословия. Эти люди нас-
лаждались безмятежным житьем в период Критаюги, но постепенно, к наступ-
лению следующего периода, Третаюги, они стали подвержены несовер-
шенствам.
16. ... рассоласа и все прочие восемь видов совершенств... -Подобные
совершенства (siddhi) являются качествами, обретаемыми йогином: 1)
rasoUasa-самопроизвольное движение соков тела, независимо от внешней
среды; 2) trpti-умственное удовлетворение, или свобода от чувственных
желаний; 3) sarnya-одинаковость, ровность в отношении к людям, предметам
и явлениям; 4) talyota- одинаковость жизни, форм и черт; 5) visoho.-ос-
вобождение от немочей и печалей; 6) завершение аскезы и медитации путем
достижения истинного Знания; 7) способность входить повсюду, поступать
по своей воле; 8) способность отдыхать (расслабляться) в любое время и в
любом месте. Вильсон 1840, т. 1, с. 91-92, прим. 2.
17. (Резко противоположные ощущения).-Т.е. жара и холод, голод и
чрезмерная сытость и пр.
21--25. О различных видах растений см. Патия 1946, с. 90-91.
34. Мир Праджапати предназначен для приносящих жертвы брахманов ...
-Здесь и ниже (ВП I.VI:34-38) приводится распределение членов возрастных
групп (ашрам) в семи надземных мирах (причем схема этих миров несколько
отличается от описания подземных миров в ВП II.VII): 1) мир Праджапа-ти,
или мир питаров; 2) мир Индры (или сварга); 3) мир мару-тов (или небес-
ный мир); 4) мир гандхарвов (или махарлока); 5) обитель сыновей Брахмы
(или джана-лока); 6) мир семи риши (или типо-лока); 7) мир Брахмы (или
мир истины, сатья-лока); 8) высший мир Вишну. Добавление восьмого высше-
го мира (vi noh рататат padam), является, по мнению Вильсона, более поз-
дним добавлением. Вильсон 1840, т. 1, с. 98, прим.
36. Мир ... обуздавших чувства целомудренных (аскетов) ...-Согласно К
здесь имеется в виду небожители валак-хильи (валикхильи).
... для брахманов, живущих у гуру ...-Т.е. для брахмача-ринов.
39. ... повторяют двенадцатисложную (хвалу богу)-Т.е. формулу обраще-
ния к Вишну-Васудеве: От пато bhagavate va-sudevaya. Вильсон 1840, т. 1,
с. 99, прим.
40-41. Более подробно об адах см. ВП II.VI.
ГЛАВА VII.
1. ... способности ...-Т: karanaih (причинами), К дает: органы чувств
и пр.
2. От членов Мудрого появились <познавшие поле> ...- Одна из глав БхП
XIII посвящена подробному описанию высшего духовного начала (hsetrajna)
и материального начала (ksctra), ср. АгП 11.145. Множество духовных на-
чал в данном стихе можно соотнести с множественностью духовных начал
(purusa) в Упанишадах.
3. ... как вместилище трех Качеств.-Каждый из предметов, существ и
явлений внешнего мира, равно как и вся материя в целом (в различных про-
порциях) трех Качеств, которые являются вместилищем функций (букв.
visaya) и, одновременно, объектом восприятия органов чувств.
5. Данный список из семи патриархов, сыновей Брамы, варьируется в
различных Пуранах. Так, например, БхП 111.12:22 называет девять патриар-
хов, добавляя Дакшу и Нараду. Мбх (Шантипарва 7534) в числе семи патри-
архов вместо Дакши называет Васиштху.
166
II. Здесь (ВП 1.VII: II-15) приводится одна из пураничес-ких версий
происхождения человека. Брахма освобождает себя от гнева, принявшего
персонифицированный образ Рудры. Рудра превращается в первого мужчину
Ману Сваямбхуву и первую женщину Шатарупу. Варианты этого рассказа при-
|
|