Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Веды :: Вишну-Пурана
<<-[Весь Текст]
Страница: из 90
 <<-
 
кации сумерек, в образе прелестной страстной женщины. Происхождение раз-
личных периодов сумерек от Брахмы восходит, вероятно, к  Ведам.  Вильсон
1840, т. 1, с. 81-82, прим. 1.
   41. ... кто говорил: <О, не надо,  пощадите  (ракшатам)  его!>-(стали
называться)  ракшасами,  а  другие,  кто  говорил:  <Сожрите   (якшатам)
его!>-якшами ...-Здесь дается этимологизация названий двух  видов  демо-
нов: <ракшасы> производят от корня rahs (защищать, щадить),  а  <якшасы>
от корня yaka (пожирать). Согласно БхП (Ш.20:19-21) Брахма  принял  тело
ночи, а якши и ракшасы накинулись на него с криками: <Не щадите его! По-
жирайте его!>, а Брахма воскликнул: <Не пожирайте меня! Пощадите!>
   43.. ловы ... зать), а пять).
   . они стали называться змеями, потому что  упали  с  го--Здесь:  змея
(sarpa) производится от корня  srp  (пол-пресмыкающееся  (ahi)-от  корня
lid. (покидать, остав-
   44. ... ужасных своей обезьяньей окраской бхутов и пожирателей  плоти
... -Бхуты  имели  рыже-бурую  окраску;  пожиратели  плоти-(pisitasinah)
здесь синоним пишачей.
   ... родились, всасывая песню, гандхарвы.-Здесь слово ган-дхарвы  про-
изводится от словосочетания dhayanto gam (всасывая песню).
   49. Сотворив в начале кальпы животных ... Брахма ...  использовал  их
при жертвоприношении ...-Здесь речь идет главным образом о животных (ко-
зах, баранах и прочих), использовавшихся при ритуальных жертвоприношени-
ях. Такого рода ритуалы не свойственны вишнуизму в целом, зато характер-
ны для шиваизма, и в особенности для  шактизма.  В  частности,  кровавые
жертвоприношения составляют неотъемлемую  часть  распространенного  и  в
древней и в современной Индии культа богини Дурги. В качестве жертвенно-
го животно-
   163
   29. ... у желающего творить (бога) первыми родились из его бедра асу-
ры.-Здесь и далее (ВП I.V:29-39)  описание  творения  мира  строится  по
принципу очень древней ведийской модели творения мира, восходящей к соз-
данию различных компонентов мира из частей тела космического гиганта Пу-
руши. Принесение Пуруши в жертву  рассматривалось  как  непосредственная
побудительная причина создания мира. Сходными функциями  творца-демиурга
наделен в Пуранах бог Брахма, который, в свою очередь, рассматривался  в
системе индуистской космогонии как активный  творческий  аспект  высшего
Атмана, (имеющего теифицированную форму Вишну или Шивы, соответственно в
вишнуизме и в шиваиз-ме). В ВП  подобная  модель  встречается  несколько
раз, в том числе и при описании творения существ, групп животных и  рас-
тений из членов тела Брахмы: из бедра родились асуры, изо рта-боги и пр.
Близко к этой модели творения стоит творение существ и явлений  из  раз-
личных частей тела или различных ртов Брахмы: из своего  восточного  рта
Брахма создал Ригведу, из южного-Яджурведу и пр. (ВП I.V:46:51, 52-55).
   Часто эта модель используется и в других Пуранах при описании  творе-
ния или происхождения различных групп предметов  из  членов  тела  бога.
Так, например, ГП (1.68-90) говорит о происхождении различных видов дра-
гоценных камней из частей тела демона Балы, принесенного в  жертву:  ос-
колки костей Балы превращаются в алмазы, зубы-в жемчужины, кровь-в руби-
ны, желчь-в изумруды, глаза-в сапфиры, кожа-в топазы, жир-в  хрусталь  и
пр. Посова 1987.
   Еще в одной модификации древней модели, представляющей собой  сравни-
тельно более  высокую  умозрительную  ступень  развития  космогонических
представлений, является описание творений, происходящих от Брахмы, нахо-
дящегося в состоянии йогического сосредоточения. Именно подобная  модель
творения и является определяющей для раздела  продолжающегося  творения.
Непосредственно от погруженного в йогическое сосредоточение Брахмы  про-
исходят неподвижные предметы, животные, боги, люди, патриархи и пр.
   33. ... от (Брахмы), мыслящего себя питаром, родились пи-тары.-К  до-
бавляет, что питары родились от богов Брахмы.

   IL

   го в ряде случаев мог быть и человек. Кане 1930, т. 5, с. 436. Косам-
би 1962, с. 91-98.
   53. Панчадаша (пятнадцать)-Свод из пятнадцати ведийских гимнов.
   Брихатсаман (большой саман)-Здесь сборник ведийских гимнов.
   54. Саптадаша (семнадцать)-Свод из семнадцати ведийских гимнов.
   55. Екавинша (двадцать  один)-Свод  ведийских  гимнов,  состоящий  из
двадцати одного раздела, или из двадцати одного гимна.
   65. ... Он наделен энергией-шакти, желанием творить и побуждаем энер-
гией-шакти того, что сотворяемо. -Вишну, как теистическая персонификация
Атмана, .предстает в виде тождества субъекта и объекта, творца и  твори-
мого.
   ГЛАВА VI
   3. ... от его рта ... родились люди, в которых  преобладала  Благость
...-Здесь и далее (ВП I.VI:3-7) дается схема происхождения четырех  сос-
ловий древнеиндийского общества из различных частей тела Брахмы,  восхо-
дящая к ведийской космогонической модели творения  мира  (см.  комм.  ВП
I.V:29). Приводится соотношение сословий древнеиндийского общества с со-
ответствующими Качествами.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 90
 <<-