|
тает) здесь явленный образ и сам пребывает в исконном образе Брахмы.
66. Властелин всех существ, он, вечный, имеет все образы, так от него
происходит творение и прочее, его милостью пребывают существа.
67. Он сотворенное и вершитель творения, он и сохраняемое, и сохраня-
ющий, он-вкуситель (мира); Вишну, как Брахма и прочие (боги), имеет все
воплощения, он-желанный податель даров, лучший из избранных.
Такова
в первой книге досточтимой Вишну-пураны вторая глава.
55. Внутренней оболочкой наделенного великим Атманом (мирового яйца)
была (гора) Меру, а внешней оболочкой- горы; околоплодные воды образова-
ны океанами.
56. И в этом яйце, о брахман, были горы, континенты, океаны, планеты,
миры, боги, асуры и люди.
57. С внешней стороны яйцо окутано водой, огнем, воздухом, прост-
ранством, а также источником первоэлементов, первоэлементами, наделенны-
ми десятью качествами и великим принципом творения.
58. И еще оно окутано неявленной (первичной материей), о брахман, -
(окутано) всеми ими вместе с великим принципом творения; эти семь оболо-
чек, наделенные свойствами первичной материи, окутывают яйцо как слои
скорлупы ядро кокосового ореха.
59. И здесь (в яйце) сам вечный Правитель вселенной Хари, входя в Ка-
чество Страстности, становится Брахмой, приступает к творению этого ми-
ра.
60. Неизмеримо мощный Бхагаван Вишну, обладая Благостью, направляет
сотворенное в соответствии с югами вплоть до конца кальпы.
61. Джанардана, побуждаемый Косностью, принимает в конце кальпы образ
Рудры, о Майтрея, (становится) грозным и пожирает все существа.
62. Пожрав существа и обратив мир в единый океан, высший Правитель
возлежит на ложе из змея, а пробудившись, он, носящий образ Брахмы,
вновь вершит творение.
63. Так единый Бхагаван Джанардана выполняет предназначение Брахмы,
Вишну и Шивы,-творя, сохраняя и разрушая мир.
64. Как творец, Вишну сотворяет себя, он и защищаемое и защитник, и
как поглотитель, он. Владыка, поглощает себя в конце.
65. Этот мир, состоящий из земли, воды, огня, воздуха и пространства,
всех органов чувств и внутренних сущностей называется Пурушей.
ГЛАВА III
Майтрея сказал:
1. Так возникла способность к творению и прочему у Брахмы, который
лишен Качеств, неизмерим, чист и безупречен по своей сущности.
Парашара сказал:
2. Силы всего существующего являются объектами Знания, но они не пос-
тижимы (разумом), оттого, что эти силы существования, наделенные (спо-
собностью к) творению и прочему, присущи Брахме, как жар огню, о лучший
из подвижников!
3. Внимай же, как отец. миров, Бхагаван Брахма, именуемый Нараяной,
свершил творение. Говорят, о знающий, что (Брахма) был рожден,- таково
обычное выражение (для обозначения его манифестации).
4. Мерой присущей ему жизни, по традиции, считается сотня лет. Этот
период также называют парой, а половина его известна как парардха.
5. Я уже говорил тебе, о безгрешный, что Кала является исконным обра-
зом Вишну; (им) измеряется период бодрствования (Брахмы)
6. и других существ, движущихся и неподвижных, а также земли, всех
гор, морей и прочего, о лучший из лучших!
7. Пятнадцать нимеша, о лучший из отшельников,-это каштха, тридцать
каштха-это кала, а тридцать кала-это му-хурта.
8. Столько же (тридцать) мухурт по традиции считаются днем и ночью
людей, а столько же (тридцать) таких дней и ночей образуют месяц, имею-
щий две половины.
9. Шесть (месяцев) составляют вяну, а две аяны, южная и северная,
составляют год; южная аяна-это ночь богов, а северная аяна-это день бо-
гов.
10. Двенадцать тысяч лет богов составляет чатуръюгу, которая подраз-
деляется на Криту, Трету и прочие.
II. Крита и прочие (юги) (состоят) соответственно из четырех, трех,
двух, и одной тысячи (лет богов); (всего) юги (содержат) восемь тысяч
(лет) богов, так говорят знатоки древности.
12. (Чатуръюге) предшествует (период) известный как сан-дхья, в нем
столько сотен (лет богов), сколько тысяч (лет богов) содержатся в ча-
туръюге; за непрерывной югой идет (период), называемый сандхьяншака, он
равен (периоду) сандхья.
13. Период между сандхьей и сандхьяншей, о лучший из отшельников, на-
зывается (чатур)югой; его же должно знать под именем Крита, Трета и дру-
гие.
14. Крита, Трета, Двапара и Кали называются чатуръюгой, а тысяча (ча-
туръюг), о отшельник,-это день Брахмы.
15. В течение дня Брахмы существуют, о брахман, четырнадцать Ману;
|
|