|
11. ... (творение) <внешний канал> ...-Т.е. творение богов.
12. Те ... кто наделены внешними и внутренними ощущениями... -К пер-
вым ощущениям относятся ощущения, получаемые при помощи органов чувств,
т.е. вкус, осязание, обоняние и пр., ко вторым-ощущения, возникающие
только как ре-
зультат функционирования индивидуального разума, индивидуального са-
мосознания: радость, гнев, горе, удовлетворение и пр.
15. ... совершенное (творение), происходящее от неявленной (первич-
ной) материи-оно называется <вертикальный канал>-это творение (т.е. тво-
рение людей) приравнивается, согласно К, к первичному творению
(nulkhuasarga).
17. Оттого они подвержены многим страданиям и вновь и вновь побуждае-
мы к действию ...-Качество Косности приводит людей к страданиям, а Ка-
чество Страстности побуждает их к беспрестанным действиям.
18. Я поведал тебе ... шесть творений ...-Здесь мы имеем одну из ил-
люстраций принципа атрибутивной ассоциации, который был присущ древнеин-
дийским мыслителям: подсчет по казывает, что в тексте перечислено семь
творений, однако, как. объясняет К, в данном стихе называется шесть тво-
рений, т.к. творение <внешний канал> (творение богов) совмещается с тво-
рением органов чувств, над которыми властвуют боги.
... первое из них-творение великого принципа творения, которое также
называют принципом Брахмы.---Здесь Брахма, возможно, идентифицируется с
великим принципом творения или с <творческой волей> бога. Второе--(тво-
рение) танматр, которое известно как творение первоэлементов, третье
(творение)-вайка-рика ... сопряженное с органами чувств.-Все творения,
(перечисленные в данном стихе), а также некоторые другие, соотносятся с
творением самосознания. Однако различные его подразделения могут в раз-
ных комбинациях (в данном случае, например, творение танматр и первоэле-
ментов считается как одно творение) рассматриваться как отдельные творе-
ния.
19. ... Третье (творение)-вайкарика ...-Творение (uaihanka) происхо-
дит от великого принципа творения через посредство производных от него
сил (uihrtl), связано с Качеством Благости.
20. Это творение сопряжено с первичной материей, ему предшествует от-
сутствие сознания ...--Т.е. это творение появилось до возникновения соз-
нания.
22. ... восьмое творение называется <польза> ...-это творение мо-
ральных категорий.
23. (Из них) пять творений считаются творениями вайкри-та, а три-тво-
рениями, сопряженными с первичной материей ... -Три первичных творения
происходят непосредственно от первичной материи (великий принцип творе-
ния и два аспекта самосознания: танматры и органы чувств), а пять вто-
ричных творений (vaikrto. то же, что oaikarlka, ср. ВП V: 19) возникают
также от первичной материи, но опосредованно, при помощи 'производных от
него сил.
... <юношеское> (творение) ...-Творение великих патриархов, сыновей
Брахмы.
Творение Рудры (прототипа бога Шивы) в ВП непосредственно не соотно-
сится с <юношеским> творением, но, несомненно, относится к нему. Памят-
ник приводит два рассказа о рождении Рудры. Согласно первому, Брахма
разгневался на своих первенцев, которые <чуждались мирского, были без-
различны к продолжению рода, лишены страстей, свободны от зависти и на-
делены высшим Знанием>. И тогда из нахмуренного лба рассвирепевшего бога
возник <сияющий, как полуденное солнце, громадный, яростный Рудра, телом
полуженщина-полумужчина>. Повинуясь приказанию Брахмы, Рудра разделился,
образовав мужское и женское естество (ВП 1. VII: 10- II). Во втором
рассказе о творении Рудры говорится, как в начале кальпы Брахма решил
сотворить себе сына, черно-красного юношу. Он бегал и ревел. На вопрос о
причине крика юноша попросил дать ему имя и был наречен Рудрой (<ревун>,
<крикун>). Но, получив имя, Рудра испустил еще семь криков, и Брахма дал
ему еще семь имен. Так возникли восемь рудр, которые и поделили между
собой весь мир (ВП 1. VI 11:1-8).
24. Властелин мира-Здесь Вишну.
25. ... (Брахма), желая сотворить четыре вида (существ) ...-Здесь
указывается, что в основе космогонической творческой функции бога лежит
<желание>, или воля бога к творению. Для слова <существа>, (т.е. боги,
асуры, питары и люди) используется редко употребляемый и, возможно, име-
ющий мистическое значение термин abharnsi (воды); он встречается в Ведах
как общее обозначение этих четырех разрядов существ; ВаюП образует этот
термин от корня bha (блистать), т.к. разные разряды существ блистают,
или процветают по отдельности, при лунном свете, ночью, днем и в сумер-
ках.
38. ... рассвет, ночь, день и вечерние сумерки-это четыре тела Влас-
тителя Брахмы ...-Сходные описания происхождения различных периодов су-
ток приводятся также и в других Пуранах, так, например, БхП (Ш.20:29-
31) приводит более расширенное и усложненное описание, и в частности,
детально изображает внешний вид богини Сандхья, теистической персонифи-
|
|