Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Веды :: Вишну-Пурана
<<-[Весь Текст]
Страница: из 90
 <<-
 
причинности: каждое явление в индуизме понимается только  как  результат
определенного предшествующего явления и, в  свою  очередь,  как  причина
другого, последующего. Следовательно, и продолжающееся творение рассмат-
ривается не как отдельная, четко разграниченная стадия творения мира, но
как <вырастающая> из предшествовавших) ей первичного творения.
   Далее, с четвертого творения, идет собственно  продолжающееся  творе-
ние.  Четвертое  творение  обозначается   термином   <первичный   канал>
{muhhyasrotas). Это сотворение неподвижных предметов.
   Пятое творение-творение животных. Оно называется <горизонтальный  ка-
нал> {tiryahsrotas), т.к. канал  для  прохождения  пищи,  или  пищевари-
тельный тракт, у животных расположен горизонтально. Это творение соотно-
сится с одним из трех основных составляющих  Качеств  материального  ми-
ра-Косностью, маркирующей темное, инертное начало.
   Шестое творение-творение богов. Оно  обозначается  термином  <внешний
канал> (urdhuasrotas), т.к. боги обретают свою пищу помимо тела, их  на-
сыщает один вид пищи, и само ее поглощение не требуется. Творение  богов
соотносится с Качеством Благости, маркирующим светлое, благое начало.
   Седьмое творение-творение людей. Оно носит название <вертикальный ка-
нал> (arvaks rotas), т.к. пищевод у человека

   расположен вертикально. Это творение соотносится с Качеством  Страст-
ности (маркирующим творческое, активное начало) и Качеством Косности.
   Восьмое творение-<согласие, польза> (anugraha). Это сотворение  опре-
деленных морально-этических норм (через понятие греха  и  добродетели  и
пр.). Это интеллектуальное творение, оно в известном смысле  противопос-
тавляется тем органическим творениям, которые могут быть восприняты  при
помощи органов восприятия. Этому творению соответствуют Качества Благос-
ти и Страстности. ВП лишь называет это творение.
   Девятое творение называется <юношеское> (kaurnara.).  Это  сотворение
сыновей Брахмы, первых мифических патриархов, не пожелавших дать продол-
жение человеческому роду и оставшихся целомудренными и  юными  (kamara).
Это творение патриархов, чуждых всему земному, не ставших  родоначальни-
ками народов, стремящихся возвратиться к своему  первоисточнику  Атману,
относится к категории нирвритти (т.е. пути возврата к Атману).
   2. ... мир с его Качествами, (их) естеством и образами ...-  Три  Ка-
чества первичной материи, т.е. Благость, Страстность и Косность являются
по своему естеству (soobhava), соответственно умиротворяющими, ужасающи-
ми или отупляющими; их образы (svanipa)-это  различные  виды  живых  су-
ществ: двуногие, четвероногие, рыбы, птицы и пр.
   5. ... От великого духом (Брахмы) произошло Неведенье, (состоящее из)
Косности, Заблуждения, Великого Заблуждения, тьмы и кромешной  тьмы.-Пе-
речисленные здесь компоненты Неведенья (avidya)  соответственно:  tamas,
пюНа, mafia-moha, tamisra, andhatamisra, представляют  собой  пять  пре-
пятствий (viparyaya) к Освобождению. Согласно школе сан-кхья они  объяс-
няются соответственно как: 1) верование, что материя однородна с  духом;
2) чувство собственности  и  вытекающая  отсюда  привязанность  к  таким
объектам чувств, как дети и прочие, как к принадлежащим самому себе;  3)
приверженность к чувственным наслаждениям; 4) нетерпение  или  гнев;  5)
страх страданий или смерти. Иначе  они  называются  пятью  прегрешениями
(klcsa). Однако, в число этих пяти прегрешений могут входить:  неведенье
(avidya), невежество (asmi-

   ta), эгоизм (nianiatva), страсть  (raga),  ненависть  (dvesa),  страх
преходящих страданий (abhinivesa). СК 1837, с. 148-150;  БхП  (111.2:18;
Ш.12:2) приводит иной порядок перечисления этих прегрешений.
   6. От ... (Брахмы) возникло пятеричное творение,  лишенное  сознания,
лишенное внешних и внутренних ощущений ... Согласно К. здесь речь идет о
творении неподвижных предметов, точнее, пяти видов  растений:  деревьев,
кустов, лиан, ползучих растений, трав. Растения неспособны  к  различным
ощущениям, т.е. к чувственным восприятиям объектов и к внутренним ощуще-
ниям.
   7. ... (Брахма) увидел, что оно несовершенно ...-Т.к. в мире  еще  не
было того, что является целью  человеческого  существования,  а  именно,
жертвоприношений и Знания.
   8. ... творение <горизонтальный канал>-Т.е. творение животных.
   10. Им присущ эгоизм, самомнение, а также двадцать восемь видов несо-
вершенств ...-Согласно школе санкхья к числу двадцати восьми видов несо-
вершенств (badha) относятся различные  дефекты  органов  чувств,  такие,
например, как слепота, глухота и пр. или дефекты психики, такие,  напри-
мер, как недовольство, невежество и пр. (с. 148,  151).  Однако,  вместо
badha (Т: vadha), возможно следует читать vidha  (сорт,  вид),  как  это
имеет место, например, в БхП, что будет  служить  обозначением  двадцати
восьми видов животных. БхП перечисляет их: шесть видов однокопытных, де-
вять видов с раздвоенным копытом, тринадцать видов, имеющих пять  когтей
или пять ногтей вместо копыт (БхП Ш. 10:20-22). К числу первых относятся
лошадь, мул, осел, як, мифическое животное Шарабха и  гаура,  или  белый
олень. Ко второму классу относятся корова, коза,  буйвол,  боров,  гаял,
черный олень, антилопа, верблюд и овца. К последней группе относятся со-
бака, шакал, волк, тигр, кошка, заяц, дикобраз, лев, обезьяна, слон, че-
репаха, ящерица и аллигатор.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 90
 <<-