|
вает до тридцати кальп. Великая кальпа (mahahalpa) может означать: 1)
день Брахмы (как в ВП); 2) жизнь Брахмы.
В Пуранах изо всех кальп обычно выделяют: 1) последнюю кальпу первой
парардхи-Падма (лотос); название кальпы указывает, что в эту кальпу
Брахма был рожден из лотоса. Эта кальпа считается великой (или брахми-
ческой) именно потому, что в ней был рожден Брахма, и 2) первую кальпу
второй парардхи-Вараха (вепрь), т.к. в этой кальпе Вишну-Нараяна родился
на земле в образе вепря.
ГЛАВА IV
6. Воды именуются <нара>, потому, что воды-потомки Нары; (Брахма)...
зовется Нараяной, потому что (в водах)... произошло его (первое) побуж-
дение (к творению).-Зд. приводится так называемая <народная этимология>
имен Нары и Нараяны. К. объясняет Нара как <Высший Пуруша>. Возможны и
иные толкования этих имен.
8. ... он (перевоплощался) в рыбу, черепаху и прочих...-Зд. называют-
ся некоторые из аватар Вишну. Количество и порядок аватар (памятники на-
зывают до 24-х аватар) Вишну значительно варьируется в различных Пура-
нах, и даже в пределах одной Пу-раны. БхП 1.301-25; П.7:1-38; Гаил 1969;
Катре 1940.
9. ... принял образ, состоящий из ведийских жертвоприношений.- т.е.
образ Варахи.
II. ... с любовью-бхакти прославила его...-Использование в тексте
термина бхакти, обозначающего преданную экстатическую любовь к высшему
богу указывает на то, что основы учения бхакти, получившего широкое раз-
витие в позднем вишнуизме, возможно, были заложены в ранних вишнуитских
Пуранах, и, в первую очередь в ВП. Бхандаркар 1913; Хопкинс 1963, Шастри
1922.
26. Более пространное описание аватары Вишну в образе вепря Варахи
содержится в других Пуранах. Так, например, согласно ВаюП вепрь был раз-
мером десять йоджан в ширину и тысячу йоджан в высоту, цветом как туча,
его рык был подобен грому, его тело-как гора, у него были белые острые и
грозные бивни, из его глаз полыхало, подобно молнии, пламя, и он блистал
как солнце. Его плечи были круглы и мощны, он вы-
ступал как могший лев. Его (бедра) были толсты, а стан его строен,
его тело было гладким и прекрасным (ВаюП 48.40; 97.16,74). БхП приводит
сравнительно более позднее изображение Варахи и описывает его как проис-
ходящего на ноздрей Брахмы; сначала Вараха был размером с большой палец,
или с дюйм, а затем возрос до размеров слона (БхП III. 13, 18).
БхП содержит легенду о смерти асуры Хираньякши (БхП III. 18, 19), кто
в предшествующем рождении был одним из привратников Вишну в его дворце в
Вайкунтхе. Он не пустил на празднество мудрецов, они прокляли его, в ре-
зультате чего он впоследствии был рожден как один из сыновей Дити. Когда
земля под грузом гор опустилась в глубины вод, Хираньякша в подземном
мире увидел, как Вишну поднимает ее из вод. Асура вызывал Вщцну на пое-
динок, в котором и был убит. Эта легенда не встречается в других Пура-
нах.
29. ... подземный мир ...-зд. rasatala.
32. Ты ... дух жертвоприношения, (твои) ноги-Веды ...- Подобное опи-
сание Варахи (ВП 1.1V: 32-34) содержится в большинстве Пуран и является
детализированным развитием представлений о Варахе, как персонификации
ведийского ритуала. Дух жертвоприношения (yajnapums) - зд. синоним жерт-
венного Пуруши.
34. ... исполненная и желаемая (быть исполненной) дхарма ... - Т:
partesfa dharmo, может иметь значение также <обязательная и добровольная
дхарма>.
35. ... тот, кто пересек шагами миры ...-Согласно представлениям,
восходящим к Ведам, Вишну тремя шагами пересек три группы миров- земные,
наземные и подземные.
38. ... высшая цель ...-Синоним идеала религиозного Освобождения .
49. ... он создал ... землю и прочее и четыре мира ...-Т.о. четыре
группы миров: земные миры, надземные миры, подземные миры и ады.
51. Но (Брахма)-лишь причина сотворяемого при совершении творения ...
-Зд. и ниже (ВП 1.V: 50-52) для обозначения понятия <причина> использу-
ется редко употребляемый термин , имеющий оттенок непос-
редственной, инструментальной причины.
ГЛАВА V
1. Основным содержанием данной главы является изложение раздела про-
должающегося творения (pratisarga). В отличие от раздела первичного тво-
рения {sarga), этот раздел описывает собственно творение внешнего мира:
различных предметов, существ, нравственных категорий. В разделе, описы-
вающем творение, называется девять творений: три первичных, пять вторич-
ных и девятое творение, которое считается одновременно и первичным и
вторичным (ВП 1.V: 23). Первое творение-творение великого принципа тво-
рения. Второе творение-творение танматр, которое включает в себя и тво-
рение первоэлементов. Третье творение-творение органов чувств. Все эти
творения детально объясняются в разделе первичного творения. Включение
их в раздел продолжающегося творения обусловлено одним из основных прин-
ципов, на которых построена вся система мировоззрения индуизма-принципом
|
|