|
в.н.э. (Клочков 1983, с.12).
8. ... столько же (тридцать) таких дней и ночей образуют месяц, имею-
щий две половины.-Свойственный суткам принцип дихтомии прослеживается на
всех уровнях системы исчисления времени в Пуранах. Как сутки составлены
из дня и ночи, так и месяц составлен из двух половин (paksa) светлой и
темной, каждая по 15 дней. Год также составлен из двух половин, каждая
по шесть месяцев (ауапа) в зависимости от движения солнца к северу и к
югу по эклиптике. Жизнь Брахмы также делится на две половины (ВП 1.111:
4).
12. ... за непрерывной югой идет (период), называемый сан-дхьямшака,
он равен (периоду) сандхья.-Началу непрерывной юги (т.е. чатуръюги)
предшествует период своеобразного покоя, <предрассветных сумерек> мира
(sandhya), а после конца очередной чатуръюги следует также период покоя
, <вечерних сумерек> мира (sandilyansa или sandhyamsako) букв. <часть
(периода) сандхья>, аналогично чередованию дня и ночи Брахмы.
5огов)
Протяженность чатуръюги (в roi
Крита юга-4000 лет богов -- Трета юга-3000 лет богов-сандхья-400
сандхья -300 сандхьямша-400 сандхьямша- 300
4800 3600
Двапара юга-4000 лет богов __ Кали юга -.1000 лет богов сандхья-400
сандхья-100 сандхьямша-400 сандхьямша-100
2400 1200
Всего чатуръюга (или великая юга <махаюга>) равна 12000 лет богов.
Учитывая, что земной год равен дню богов, получаем соответственно
12000х360^4320000 земных лет (таким образом Крита юга == 1728000 лет.
Трета юга == 1296000 лет, Двапара юга - 864000 лет. Кали юга - 432000
лет. Вильсон 1840, T.I, С. 49-50, прим. ВП VI.1-111).
17, ... манвантара, ... превышает ... семьдесят одну чатурь-югу.- Во
время Брахмы царствуют по очереди четырнадцать великих прародителей че-
ловечества и всего живого-четырнадцать сыновей Брахмы-Ману. Они появля-
ются один за другим и правят в течение определенного периода, получивше-
го название манвантара. Манвантара состоит из 71 чатуръюги, каждая из
которых представляет собой совокупность четырех юг (Крита, Трета, Двапа-
ра и Кали) и равняются 4320000 земным годам. В конце чатуръюги происхо-
дит разрушение мира, после чего состоится новый акт творения. В конце
своей манвантары очередной Many завершает свой жизненный цикл, а вместе
с ним боги и все живые существа, родившиеся одновременно с этим Ману. К
точно высчитанному в мифологических временных параметрах периоду манван-
тары, очевидно, добавлялся (возможно, благодаря астрономическим наблюде-
ниям) некий добавочный период. ВП 111.1-11.
21. ... считаются брахмическим днем... - Т.е. днем Брахмы. ... гибель
мира ... - Т: pratisarilcara (<возвращение назад, поглощение самсары>),
т.е. свертывание Атмана, возвращение его в состояние первичной материи,
зд. синоним пралайи.
23. ... наслаждаясь ... - T: bhogi (<вкуситель наслаждений>), зд. си-
ноним высшего духовного начала Пуруши; он-субъект, который наслаждается
миром, вкушает его, побуждает его; внешний мир- это вкушаемое, объект
наслаждения, объект побуждения.
24. ... на ком сосредоточили свои мысли ... йогины ...- Иогическое
сосредоточение понимается здесь как способ творения внешнего мира, су-
ществ, предметов и нравственных категорий. В практике йоги различают три
основных стадии йогического сосредоточения или медитации: дхарана
{dhara-по), дхьяна (dhyana) и самадхи (sanmdhi). 1) Дхарана-концентрация
разума. Эта стадия считается лежащей в основе медитативного процесса;
без состояния дхарана невозможно достижение более высоких ступеней йоги.
2) Дхьяна-медитация, интеллектуальное сосредоточение на избранном
единственном предмете или интеллектуальном' символе. Это последний из
возможных ментальных процессов на пороге самадхи. 3) Самадхи-процесс ин-
тенсивной ментальной концентрации; выходит за пределы мыслительных опе-
раций разума; освобождение ото всех привязанностей к миру и всех ощуще-
ний своего <я>. Результатом самадхи является союз индивидуального начала
(дживатмана) и высшего Атмана.
Все стадии сопровождаются определенной медитативной техникой, требуют
знания техники контроля над дыханием, овладения техникой поз, знаний
мантр. Авалон 1913, вступл. с. 131-135.
В тексте ВП термины, используемые для обозначений состояний йогичес-
кого сосредоточения, т.е. дхарана, дхьяна и самадхи, а также их развер-
нутые дескриптивные эквиваленты (такие, например, как: <Сосредоточил
свой разум на одном Вишну> и пр.) не используются в своем строгом терми-
нологическом значении, часто подменяют друг друга и практически просто
служат для обозначения состояния медитации в широком смысле. В переводе
мы будем называть их при помощи слов <сосредоточение> или <иогическое
сосредоточение>.
26. ... великая кальпа, известная как Падма.-Согласно индуистской
традиции число кальп бесконечно, однако некоторые шиваистские памятники,
в частности ЛП III: 45-49 назы-
|
|