Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Веды :: Вишну-Пурана
<<-[Весь Текст]
Страница: из 90
 <<-
 
окружает море очищенного масла Сарпис. Пятый континент, носящий имя Кра-
унчха- море простокваши Дадхи. Шестой континент Шветадвипа  омывает  мо-
лочное море Кшира (или Дудха). Седьмой континент Пушкара окружен  огром-
ным круглым морем чистой воды Джала. Это море граничит с землей высочай-
ших гор Локалака, которая отделяет видимый мир от мира тьмы.  За  горами
Локалока простирается зона  вечной  ночи,  а  далее-внешняя  поверхность
(скорлупа) мирового яйца.
   Такова общая для пуранических памятников (а также и для эпоса  и  для
Упанишад) схема строения мирового яйца.  Однако  количество  и  названия
различных  миров  в  Пуранах  могут  варьироваться.  См.,  например,  ВП
II.IV-VII; БхП V.XX, XXIV-XXVI. Подробно см. Кирфель 1920, с. 1-77.
   55. Зд. дается изображение мирового' яйца, как внутриутробного  заро-
дыша - Золотого зародыша.
   57. ... яйцо окутано водой, огнем, воздухом ...-Зд. и далее (ВП 1.11:
58) приводится развертка Атмана в обратном порядке. Мировое яйцо  помимо
своего основного значения здесь употребляется также и в значении первоэ-
лемента <земля>.
   58. ... эти семь оболочек ... окутывают яйцо ...-Т.е. пять  первоэле-
ментов, великий принцип творения и первичная материя. Зд. наглядно  про-
является характерная для древнеиндийских философов особенность  мышления
по принципу атрибутивной ассоциации, когда целое определяется через  его
часть и наоборот. В данном случае не называются все компоненты развертки
Атмана, и далее из перечисленных выше (ВП 1,11: 57-58) опускаются десять
(отличительных) качеств первоэлементов.
   65. ... этот мир, ... называется Пурушей.-Зд.  Пуруша  выступает  как
синоним Атмана.
   ГЛАВА III
   4. Мерой, присущей ему жизни, считается ...  сотня  лет  ...-  Период
развертки Атмана, которая необходимо происходит во времени,  представлен
как жизнь бога-творца внешнего мира Брахмы. Жизнь Брахмы  имеет  опреде-
ленную протяженность в

   мифологических временных параметрах. Оно  делится  на  две  половины:
первые пятьдесят лет Брахмы (рага) и вторые пятьдесят лет  жизни  Брахмы
(parardha), затем идет год Брахмы и сутки Брахмы (8640 млн. человеческих
лет). Сутки Брахмы подразделяются на день Брахмы  (или  кальпу)  и  ночь
Брахмы, равную по протяженности дню Брахмы.  По  окончании  каждого  дня
Брахмы происходит очередное разрушение мира (pra-laya),  распадение  его
на составные элементы (при сохранении последних). Наступает ночь Брахмы,
мир превращается в единый океан и высший бог отдыхает на змее Шеше, пла-
вающем посреди мирового океана. Затем вновь наступает период  очередного
творения мира (день Брахмы). По окончании своей  жизни  Брахма  умирает,
что сопровождается великим разрушением мира (mahapralaya) и мир  (Атман)
сжимается до <нулевой точки>. Затем рождается новый Брахма, т.е.  насту-
пает новый период развертки Атмана как мира. Период жизни Брахмы в инду-
истских памятниках может варьироваться. Мани 1979.
   Еще одним космогоническим временем является <время богов>. Сутки  бо-
гов равняются одному периоду обращения земли вокруг солнца, или  земному
году. Год богов состоит соответственно из 360 суток богов.
   Человеческие, или земные сутки являются своего рода точкой отсчета  в
системе всей индуистсткой космогонии, как в отношении бесконечно  малых,
так и в отношении бесконечно больших отрезков времени.
   С точки зрения возрастающей последовательности космогоническое  время
может быть представлено как непрерывность циклов, из которых  наименьший
- суточное обращение земли, а наибольший-суточное обращение мира Брахмы.
Внутри этих циклов имеются и автономные циклы, к ним, в частности, отно-
сится жизнь человека, жизнь Брахмы, чередование юг в пределах дня Брахмы
и пр. Амброис 1982; Ковард 1982.
   7. Пятнадцать нимеша-это каштха ...-Внутри суток различаются  следую-
щие отрезки времени (до известной степени сопоставимые с нашими  часами,
минутами,  секундами):  I  mu.hurta==4.8  мин.,  I  kala=l,6   мин.,   I
kaftha=3,6 сек., I nimesa=0,1233333 сек. Причем эти отрезки времени дуб-
лируются на всех уровнях,

   известна мухурта богов, мухурта Брахмы, нимеша богов, ни-меша  Брахмы
и пр.
   В тексте ВП 15 нимеша составляют 1 каштха, 30 каштха--1 кала, 30  ка-
ла-1 мухурту.
   Сопоставление системы единиц времени внутри суток, изложенной в текс-
те ВП, с соответствующими местами из таких Пуран  как  БрахмавайвП  (IV:
96:48), БхП (111.11: 1-15), Вам П (8: 20, 30: 15), ЛП (11.10:39),  МаркП
(46: 23-24, 5-51) с параллельным привлечением таких известных источников
индуистской традиции как Мбх, Мокша дхарма (8490-8500), Упани-шады  (Ма-
ханар VI.15-16) позволяет предположить, что ВП содержит в усеченном виде
элементы древней системы исчисления времени, нашедшей свое отражение  во
многих памятниках. Каждый памятник содержит  отдельные,  (иногда  значи-
тельно расширенные по сравнению с. ВП) варианты этой системы.  Вместе  с
тем ни в одном из них данная система не представлена полностью.
   Для сравнения укажем, что самая мелкая  единица  времени  в  Вавилоне
равнялась четырем минутам, а минутная стрелка в Европе  появилась  в  VI
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 90
 <<-