Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Веды :: Вишну-Пурана
<<-[Весь Текст]
Страница: из 90
 <<-
 
Оно содержит танматру осязания, из которой появляется воздух. Воздух со-
держит танматру цвета, из которой возникает огонь. Огонь  содержит  тан-
матру вкуса, из которой рождается вода. Вода содержит  танматру  запаха,
из которой возникает земля.
   Согласно ВП каждый первоэлемент наделен одним  отличительным  качест-
вом. Это качество совпадает с танматрой,  из  которой  возникает  каждый
данный первоэлемент (ВП 1.11: 37-44). Но в таких Пуранах  как  БхП,  ЛП,
МаркП, МП и др. каждый первоэлемент добавляет к своему основному качест-
ву качества предшествующих. Таким образом пространство наделено  качест-
вом звука, воздух-осязанием и звуком, огонь-цветом, осязанием и  звуком,
вода-вкусом, цветом, осязанием и звуком, земля- запахом, вкусом, цветом,
осязанием и звуком (БхП II: 25-29, ЛП 1: 22-25, МаркП 45: 53-55,  МП  1:
21-27).

   ЛП приводит специфические данные относительно соотношения между  раз-
личными первоэлементами-каждый из них больше другого в десять раз: вода,
окутывающая мировое яйцо (сотож-дественное земле) превышает его в десять
раз; огонь, окутывающий воду, превышает ее в десять раз и  т.д.  (ЛП  1:
30-33).
   В целом основные характеристики первоэлементов в космологии индуизма,
как она излагается в Пуранах, несмотря на отдельные различия в  деталях,
отличаются достаточным единообразием. Дасгупта 1922, T.I. С.17; Островс-
кая 1989, с.66-68; Посова 1984.
   37. ... побужденный к творению ...-Т: uikiivarnah. К: ksub-hyam (<по-
бужденный к движению, потрясаемый>).
   40. ... свет...-Т: jyoti,-Зд. синоним огня.
   43. ... совокупность (первоэлементов) ...-Зд. синоним мирового яйца.
   45. ... от благостного аспекта- (самосознания)-десять божеств
   46. и одиннадцатый-разум ...-Согласно БхП, Ваю, Сурья, Варуна, Ашвины
властвуют соответственно над слухом, осязанием, зрением, вкусом и обоня-
нием. Вахни, Индра, Упендра, Митра и Ка  (Праджапати)  -  соответственно
над движениями рук и ног, выделительными и детородными органами,  а  над
разумом (манас)-Сома (БхП 11.5:30).
   52. ... яйцо (Брахмы)-Одна из моделей творения мира  (иногда  синоним
Золотого зародыша). (Хираньягарбха, ср. ВП V.XVIII: 49, VI.VIII: 62).  В
тексте ВП эта модель творения занимает подчиненное положение и  включена
в раздел первичного творения. Но в РВ Золотой зародыш является одним  из
основных творцов-демиургов (Ригведа 1972, X: 15, с.256, 300-391).
   В Упанишадах мировое яйцо пространно описывается (в различных вариан-
тах) как производное от высшего первоисточника бытия (см., например, БрУ
с.65, ЧхУ, с. 64-65, Упани-шады 1967, стр. 6, 18,  34,  49,  51-52,  76,
79). Подробные представления о строении мироздания  по  образцу  зароды-
ша-яйца имеют многочисленные параллели в космогонии других народов  (То-
поров 1967, с.84-89).

   Яйцо Брахмы заключает в себе весь мир и состоит  из  нескольких  зон,
или миров (loka). Все миры объединяются в три большие  группы  (tnloka):
верхние миры (включая землю), подземные миры и ады.
   1. Верхние миры состоят из высших или <райских>  миров,  где  обитают
боги, небесных миров и земного мира. Верхние миры подразделяются на : 1)
Брахма-лока (мир, где обитает Брахма); 2) тапо-лока  (мир,  где  обитает
бог Вирадж); 3) джана-лока (обитель сыновей Брахмы); 4) Махар-лока (оби-
тель патриархов); 5) Мир, где обитают такие божества, как  Вишну,  Шива,
Индра и Кришна, простирающийся от солнца до  Полярной  звезды;  6)  бух-
вар-лока  (атмосферический  регион,  охватывающий  солнце  и  луну);  7)
бхур-лока (собственно Земля, по традиции включается в миры, но, как пра-
вило, рассматривается как самостоятельное образование).
   II. Подземные миры (patala)-место обитания хтонических  существ.  Они
подразделяются на семь зон (миров): 1) патала (царство  мифических  зме-
ев-нагов); 2) атала (царство злых  духов-якшей);  3)  расатала  (царство
различных демонов: асу-ров, дайтьев и данавов. В этом  царстве  полыхает
неугасимый огонь, который сжигает мир во время его  периодической  гибе-
ли); 4) гарбхастала (царство злых духов, людоедов ракшасов);
   5) витала (царство хтонических существ, подвластных Шиве);
   6) сутала (царство, управляемое демоном Бали); 7)  махатала  (царство
духов-претов и кабандхов);
   III. Ады (naraka) подразделяются на: 1) пут  (обиталище  для  бездет-
ных); 2) авичи (место обитания для ожидающих реин-карнации); 3)  самхата
(ад для грешников); 4) тамисра (место, где начинается адская  тьма);  5)
риджиша (место людских мучений); 6) кудмала (худший из адов,  предназна-
ченный для тех, кто будет реинкарнироваться); 7) какола (бездонная  про-
пасть, ад неописуемых внутренних мучений для тех, у кого нет надежды  на
реинкарнацию).
   Центр миров-гора Меру. Она возвышается над верхними <райскими>  мира-
ми. Под  ними  расположены  семь  концентрических  островов-континентов.
Центральными из них является круглая и плоская земля Джамбудвипа. Второй
континент по названию Плакша (или Гомедака) омывает море патоки (или со-
ка сахарного тростника Икшу). Третий континент Шал-

   мала опоясан винным морем Сура. Четвертый континент,  названный  Куша
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 90
 <<-