Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Веды :: Вишну-Пурана
<<-[Весь Текст]
Страница: из 90
 <<-
 
ра-rinamyaparinami паи (<изменяющийся и неизменный мир>), причем  первый
компонент композиты выступает как определение предматерии, а  второй-как
определение Пуруши.
   31. Он ... и приводящий в движение, и приводимый в движение.-  Пример
одной из комплексных характеристик Атмана, где он выступает одновременно
и как субъект, и как объект творения, (сохранения и разрушения) как все-
го мира, так и любого из его компонентов: он и творец и творимое,  он  и
разрушитель и разрушаемое, он и субъект познания и познаваемое, и пр.
   ... в предматерии, находящейся как в состоянии покоя, так и в состоя-
нии развития.-Состояние покоя-это состояние равновесия Качеств, приводя-
щее к инертности предматерии, а состояние развития-это нарушение  равно-
весия Качеств (как результат побудительного воздействия Пуруши),  приво-
дящее в движение предматерию и ведущее, в конечном счете, к  образованию
внешнего мира.
   32. Его исконный образ состоит из компонентов развертки первичной ма-
терии и тончайшей субстанции... -Согласно  школе  санкхья  насчитывается
семь   компонентов   (vikara):    сознание    (bllddhi),    самосознание
(ahan'lkara), пять танматр (tan-mo.tra), маркирующих  качеств  первоэле-
ментов: звук, осязание, форма, вкус, запах. От  них  происходит  еще  16
компонентов: пять первоэлементов  (пространство,  воздух,  огонь,  вода,
земля,) 10 органов чувств (indriya) и разум (manas).  Возможны  также  и
другие варианты развертки первичной материи, более близкие к той  систе-
ме, которая изложена в ВП. Ср. ВП 1.11: 45-46.
   33. ... из этого равновесия Качеств, над которым стоит Познавший поле
... в период творения происходит манифестация Качеств ...-Т.е. из  пред-
материи, которая в неявленном состо-

   янии характеризуется равновесием Качеств, при побуждении высшего  ду-
ховного начала это равновесие нарушается, вследствие  чего  и  возникает
великий принцип творения и другие компоненты развития Атмана.
   Познавший поле (hsetrajna)-здесь обозначает высшее духовное начало, в
данном контексте тождественное понятию Пу-руши. Подробное описание  выс-
шего духовного начала (hfetraj-па) и материального начала (hsetra)  при-
водится в БхГ (XIII). Ср. комм. ВП 1.VII: 2.
   85. Великий принцип творения окутан сущностью предма-терии, как зерно
(оболочкой) ...-Здесь и далее (ВП 1.11: 35-53) приводится образное изоб-
ражение развертки Атмана,  как  кругов,  расходящихся,  по  воде:  самый
большой круг-это изначальный Атман, окутывающий все и вся. Каждый после-
дующий компонент может быть изображен в виде круга, окутывающего  после-
дующий. В центре этих кругов находится мировое яйцо,  или  яйцо  Брахмы.
Однако эта схема действительна лишь для наглядности описания самого про-
цесса творения мира. Сам мир (мировое яйцо) будучи сотворенным, заключа-
ет в себе сразу все компоненты развертки Атмана; сами по себе,  отдельно
от мирового яйца они не мыслятся.
   ... самосознание, имеющее три аспекта: благостный,  страстный  и  ...
наделенный свойствами Косности. -Первый  аспект,  наделенный  свойствами
Благости, порождает органы чувств. Третий аспект самосознания,  наделен-
ный свойством Косности, порождает первоэлементы. Но и  первый  и  третий
аспекты самосознания способны к развертке только при содействии второго,
побуждающего аспекта самосознания, наделенного свойством Страстности.
   36. Первоэлементы (bhllta) или великие  первоэлементы  (та-habiluta)-
пять первоэлементов индуистской космогонии: пространство (akasa)- (может
обозначать  также  всепроникаю-щую  субстанцию),  воздух  (vayu),  огонь
(agni), вода (ар), земля (prthivl). Санскритские термины (кроме  akasa),
используемые для обозначения первоэлементов, могут варьироваться. Основ-
ные идеи о первоэлементах заложены уже в  Упанишадах  (См.  напр.,  КауУ
4:5-18; МуУ 1:3; ЧхУ 2.2:1; ШвУ 1:3). Позже эти идеи в  модифицированном
виде вошли в БхГ (VII.38; XIII. 5), во все Пураны и во все даршаны.

   Первоэлементы рассматриваются в космогонии  индуизма  как  компоненты
развертки единого высшего  первоисточника  бытия  Атмана.  Первоэлементы
объединяются в единый комплекс с самосознанием, с органами чувств, с ра-
зумом (манасом) с богами-покровителями органов чувств. Порядок  следова-
ния первоэлементов достаточно постоянен: пространство порождает  воздух,
воздух-огонь, огонь-воду, вода-землю. Каждый первоэлемент наделен  опре-
деленным  маркирующим  качеством:  пространство  характеризуется  звуком
(sabda), воздух- осязанием (sparsa.), огонь-формой и цветом (гира),  во-
да-вкусом (rasa.), земля, запахом (gandha). Первоэлементы считаются обо-
лочками мирового яйца и окутывают его, как <слои скорлупы ядро кокосово-
го ореха>. Объединившись, первоэлементы образуют органический и  неорга-
нический мир.
   Процесс возникновения первоэлементов от принципа самосознания и одно-
го первоэлемента от другого понимается не как рождение или эманация,  но
как всевозрастающая дифференциация в пределах единого всеобъемлющего це-
лого. Каждый  первоэлемент  возникает  от  другого  посредством  взаимо-
действия   соответствующей   танматры   с   источником    первоэлементов
(bhlltadi).
   Каждый первоэлемент возникает из своей танматры  и  содержит  в  себе
танматру последующего первоэлемента. Так, из танматры звука,  происходя-
щей непосредственно от источника первоэлементов, возникает пространство.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 90
 <<-