Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Веды :: Вишну-Пурана
<<-[Весь Текст]
Страница: из 90
 <<-
 
и явление. В данном стихе называются три производимых  компонента  мира:
высшее  духовное  начало  (ригч^а),  высшее  материальное  начало,   или
субстрат, наделенный потенциальной способностью к развитию  {prahrti)  и
время (hala).

   Понятия Пуруши и Кала имеют глубокие корни в  индийской  традиции.  В
Ведах Пуруша и Кала ассоциируются главным образом  с  творцом-демиургом.
Пуруша в РВ<-это космический гигант, заключающий в себе вселенную  (Риг-
веда, 1972, X, 90, с. 259-261, 403-405). Сходными характеристиками обла-
дает и Кала, который отождествляется со всей вселенной.  Однако  позднее
происходит существенное размежевание этих понятий. Под Пурушей  начинают
понимать высшее духовное начало, часто идентичное с Атманом,  которое  в
единении с первичной материей порождает мир. Понятие Пуруша, как одно из
базовых входит во все даршаны и во многие течения индуизма.  Например  в
бхагаватизме допустимо говорить о нескольких Пурушах. Пуруша, персонифи-
цирующий высшее духовное начало (БхГ XV.19), <преходящий> Пуруша,  кото-
рый <присутствует во всех существах> и <непреходящий>, который <находит-
ся на вершине> (БхГ XV. 16), а также высший Пуруша (Пурушоттама),  отож-
дествляемый со Шри Бхагаваном (БхГ XV. 7).
   В ВП Пуруша предстает как высшее духовное начало, производное от  Ат-
мана (главным образом в разделе  первичного  творения),  а  также  часто
отождествляется с одной стороны с Вишну (обычно как  высший  Пуруша,  ВП
1.11: 5, Vi.8:58 и др.) или, с другой стороны, с высшим духом-пумсом (ВП
III.XVII:14), или с Брахманом (ВП 1.1:2)).
   Кала же, напротив, низводится на положение  второстепенного  понятия,
персонифицированного в образе божества смертоносной силы времени. ВП так
определяет Калу: <Им (Калой-Т.П.) измеряется период бодрствования (Брах-
мы),  а  также  других  одушевленных  и  неодушевленных  предметов>  (ВП
lILVLIS). Иногда Кала отождествляется с Вишну, (ВП 1.11:26). Таким обра-
зом ВП включает и Пурушу, и Калу в общую систему космогонии, отводя каж-
дому из них свою функцию.
   16. ... высшим состоянием Вишну,-Т: visnoh рагсччштра-daril,-  может,
в зависимости от контекста означать : 1) высшее состояние Вишну как  Ат-
мана, взятого вне развертки; 2) в системе индуистской космографии - выс-
ший из надземных миров, обитель Вишну; 3) высшее  психическое  состояние
адепта, близкое по значению к достижению им идеала религиозного Освобож-
дения.

   143

   17. Эти образы-предматерия, Пуруша, явленная (первичная материя) слу-
жат причинами существования творения и конца мира ...-Развертка Атмана в
тексте ВП представлена в свете концепции всеобщей  детерминации:  каждый
компонент развертки Атмана является следствием  предыдущего  и  причиной
последующего. Подробнее см. ниже.
   18. Вишну ... шалит как резвый мальчик. Слушай же об его игре.-  Раз-
вертка Атмана в его теистической интерпретации представлена как движение
тела Вишну. В индуизме творение мира часто называется игрой (Ida) высше-
го божества, особенно это свойственно кришнаизму и шиваизму.
   20. Она ... лишена (свойств) звука и осязания, не обладает (свойства-
ми) формы и прочего.-Предматерия лишена отличительных качеств,  присущих
первоэлементам. См. комм. ВП 1.11:36.
   21. ... лоно мира ...-синоним предматерии как материи  мира,  матери-
альной причины мира, побуждаемой к развитию активной волей  высшего  ду-
ховного начала-Пуруши, который пребывает во всем, но  сам  не  подвержен
развитию.
   23. ... единая (триада)-предматерия, Брахма и дух-пуме- Здесь называ-
ются три первых и главных компонента развертки Атмана  и  четвертый  (не
назван)-сам Атман. Четверичная структура  всего  мироздания  и  его  от-
дельных частей в индийской традиции была  отмечена  известным  советским
ученым С.Д.Серебряным в одном из его докладов. При этом наблюдается  со-
отношение 3:1 : так, например, триада богов - Брахма,  Вишну  и  Шива  и
четвертое высшее состояние бога (Атман), три  Веды-Ригведа,  Самаведа  и
Яджурведа, и четвертая Веда Ат-харваведа; три касты-брахманы, кшатрии  и
вайшьи и четвертая-шудры; четыре  ашрамы:  брахмачарин,  грихастха,  ва-
нас-претха, саньяси, четыре основных ценностных ориентира:  дхарма,  бо-
гатство, наслаждение и Освобождение;  четыре  состояния:  бодрствование,
легкий сон со сновидениями, глубокий сон без сновидений и  состояние  за
пределами сна и пр. Данный список можно было бы расширить. Эта же  четы-
рехчленная структура прослеживается и на уровне космогонии. Так, мы име-
ем триаду богов-Брахма (бог-творец), Вишну (бог-хранитель  мирового  по-
рядка в созданном мире) и Шива (бог-разрушитель) и четвертый-стоящий над
ними высший бог (Вишну

   в вишнуизме или Шива в шиваизме), персонифицирующий высший Атман.
   27. ... равновесие Качеств...-Состояние мира, когда все три  Качества
взаимно уравновешены, тем самым нейтрализуют друг друга и образуют  сос-
тояние временного застоя и покоя мира. Нарушение равновесия Качеств  яв-
ляется побудительным фактором, приводящим мир в движение.
   29.  ...   вечный   и   невечный   мир.-Т:   vyayavyayau,   К   дает-
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 90
 <<-