|
6-7, 14, ЛП 1.3: 13-25, МаркП 45: 23-75, МП 1.14:27, ШП Рудрасамхита 7:
57, 16 :1-2). Посова 1988.
Зд. и далее, ВП 1.11: 1-6, перечисляются основные имена, эпитеты и
определения Вишну, персонифицированного как любой из компонентов раз-
вертки Атмана, а также как любой из богов индуистского пантеона. Вишну-
итская традиция насчитывает до ста и более имен Вишну. Их перечисление
подчеркивает сакральный характер текста и, как считает традиция, прино-
сит адепту религиозную заслугу.
... всепобеждающему Вишну ...-Т: uisnave sarvajijnavc, изменение сог-
ласных в именах высших божеств подчеркивало (еще с ведийских времен)
сакральный характер стиха. Ср. ВП: 1.11:7.
3. ... исконный образ ...-Т: svarapa, букв. <собственный образ>, в
свете концепции перерождений, высший Атман, а равно и каждое индивиду-
альное начало (дживатман) имеет множество образов, видоизменяющихся от
рождения к рождению, от манвантары к манвантаре, от кальпы к кальпе. Но
один, первичный образ является истинным, исходным, он содержит сущ-
ность данного индивидуума, все остальные представлены как вариативные
воплощения этой сущности.
... кто по своей сущности является и грубым и тончайшим ... -здесь
вводятся два взаимосвязанных понятия индийской философской традиции: 1)
грубый, громадный (stfulia), обычно используется для обозначения предме-
тов, данных человеку в чувственных ощущениях, или просто предметов
больших по размеру; 2) тончайший, мельчайший (Sllhfma),- используется
как для обозначения явлений не данных в чувственных ощущениях (в основ-
ном, это различные виды энергии: энергия магнитного поля, энергия атома,
духовная энергия), так и для обозначения предметов, маленьких по разме-
ру.
... Вишну, который является причиной Освобождения!- Вишну как высший
Атман рассматривается как первопричина всего, а в контексте религиозной
прагматики-как высшая причина достижения идеала религиозного Освобожде-
ния.
6. ... чей исконный образ-Знание ...-Согласно учению о <пути Знания>
(джняна-йога), ведущем к достижению идеала религиозного Освобождения,
Вишну соотождествляется со знанием единого, всепроникающего Атмана, пер-
сонифицированного в образе высшего бога. Такое знание не есть результат
логического признания недуалистичности индивидуального <я> и высшего Ат-
мана, но это невербальное знание, знание-откровение. Таким образом и Ос-
вобождение толкуется в тексте ВП не как некое вновь приобретенное ка-
чество или результат какого-либо действия, но это есть осознание челове-
ком своей внутренней сущности. Такое знание не есть путь к Освобождению,
оно само по себе является Освобождением. По ВП такое знание <совершен-
ное, чистое, свободное от страданий и устраняющее привязанности ко все-
му, что приносит горе. Знание единственное и вечное-есть высший Васуде-
ва, кроме которого нет ничего> (ВП II.XII: 44). Такое толкование Осво-
бождения в ВП ближе других стоит к толкованию Освобождения в Упани-ша-
дах, где оно является одним их основных. См. например, ТайттрУ 1.2, Кат-
хаУ 1.3: 7-8,ПрашнаУ4.10: Н.Упанишады 1967, с.83-84, 105, 123-124, 195;
Посова 1986.
... чей исконный образ пребывает в видимых образах, вызванных Заблуж-
дением. - Согласно учению майявада види-
мый мир, данный в чувственных ощущениях, является результатом мировой
иллюзии-майи, скрывающей под своим покровом истинную сущность всего-Ат-
ман. Все многообразие форм внешнего мира лишь иллюзорно и вызвано Заб-
луждением (moha), избавившись от которого адепт постигает истинную сущ-
ность предметов и явлений (т.е. единый Атман).
8. Великий отец, лотосорожденный Бхагаван (Брахма) -Брахма как твор-
ческое, созидательное начало Вишну, бог-творец, считается отцом всех су-
ществ и предметов, всех трех миров. Эпитет <лотосорожденный> указывает
на то, что Брахма был рожден в лотосе, растущем из пупка Вишну. В инду-
ис-тсткой иконографии Вишну, во время очередного разрушения мира-прала-
йи, изображается возлежащим посреди вод мирового океана на мифическом
змее Шеше. Из пупа Вишну растет лотос, в котором стоит бог Брахма.
10. ... лишенного отличительных признаков формы, цвета и прочего ...
Т: rupavarnadinirdesavi sesanavarjitah, возможен также перевод: < ...
лишенного отличительных признаков формы (цвета), сословия и прочего>,
т.к. три имеет двоякое значение <форма> и <цвет>, и varna имеет двоякое
значение <цвет, сословие>.
II. ... единственного ...-Т: atikcvaiam, в этом определении просмат-
ривается намек на особое состояние Атмана haivalya.m, при котором зату-
хают все модификации сознания, т.е. Атман мыслится вне своей развертки,
в <нулевой точке> отсчета.
12. Он-везде и здесь (в этом мире) живет во всем,-оттого знающие на-
зывают его Васудевой.-Этимология имени Васу-дева производится от корня
<жить>, т.е. <живущий (во всем) бог> тогда как с точки зрения
грамматики Vasadcua означает <сын Васудевы (vasudeua)*.
14. Он-... явленная и неявленная (первичная материя), он пребывает в
образе Пуруши и в образе Калы.-Вишну (Атман), будучи всем миром, может
определяться через любой компонент своей развертки, через любое существо
|
|