Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Веды :: Вишну-Пурана
<<-[Весь Текст]
Страница: из 90
 <<-
 
Мбх (Адипарва, 5.176). Царь Кальмашапада  встречается  на  узкой  лесной
тропе с отшельником Шакти, сыном Васиштхи и просит его посторониться. За
отказ освободить путь, царь ударяет отшельника жезлом. Шакти  проклинает
царя и силой своего проклятия превращает его в злого духа,  людоеда-рак-
шаса. Царь, приняв обличье рак-шаса, пожирает Шакти и всех других  сынов
Васиштхи.
   Жена Шакти Ашьянти, оставшись после смерти  мужа  беременной,  вскоре
рождает Парашару. Он получает воспитание у своего деда Васиштхи. Параша-
ра вырастает и узнает о причине гибели своего отца. Тогда он  устраивает
жертвоприношение с целью истребить всех ракшасов. Но Парашара не  закан-
чивает этого жертвоприношения,-его отговаривают Васиштха и другие  вели-
кие мудрецы-Атри, Пуластья, Пулаха и Крату. Согласно Мбх Парашара  прек-
ращает жертвоприношение, разбрасывает оставшийся жертвенный огонь на се-
верном склоне горы Хималая. В определенные фазы Луны этот огонь, по пре-
данию, возгорается и сжигает ракшасов, леса и горы. Вильсон  высказывает
предположение, что эта легенда, возможно, указывает на некоторые из  ги-
малайских вулканов. Вильсон, 1840, T.I, с.8, прим.  1.  Эта  же  легенда
приводится в ЛП, с присущей этой  Пуране  шиваитской  ориентацией.  Так,
например, Парашара, приступая к  жертвоприношению,  провозглашает  хвалу
великому богу Шиве. БхП также содержит упоминание об этой  легенде  (БхП
111.8).
   18. ... приступил к жертвоприношению ...-великое жертвоприношение Со-
ме satran'l длится от 13 до 100 дней и совершается многочисленными  жре-
цами-брахманами. Этот термин может также означать  любое  жертвоприноше-
ние, эквивалентное данному по результатам.
   ... блуждающих в ночи (духов).-Согласно поверьям ракша-сы блуждали по
ночам и пожирали трупы умерших.
   23. ... (достижение) неба и избавления. - Т: svargapavarga  -устойчи-
вое словосочетание, обозначающее достижение инди-
   138

   видуумом за свои заслуги пребывания в  надземных  мирах  и  временное
(согласно сумме заслуг) избавление от тягот мирского существования,  мо-
жет означать также умиротворенное, мечтательное состояние.  Гонда  1966,
с.73-89.
   25. ... от великого духом ...-Т: mahatmana, (<от наделенного  великим
Атманом>), так называют риши, аскетов, мудрецов, подвижников,  вероятно,
потому, что они близки к постижению сущности высшего Атмана;  самореали-
зация, самопознание Атмана наиболее полно происходит через них.
   27. Великий отец почтил его подношением  ...-В  знак  почтения  гостю
подносили воду для омовения, воду для питья, подстилку из травы для  си-
дения и пр. (компоненты церемоний аргхья, которая в свою очередь являет-
ся одним из компонентов пуджи-обряда почитания божества).
   Великий отец-здесь может иметь значение <дед по  отцу>  и  обозначать
Васиштху, внуком которому приходится Парашара.
   30. Ты ... станешь автором свода Пуран.-Для индуистской традиции  бо-
лее обычно приписывать авторство пуран Вьясе. Зд.  ВП  расценивается  не
как одна из Пуран, а как компендиум пуранических знаний.
   35. Данный стих можно толковать двояко:  и  как  обычное  славословие
Вишну в конце главы, или, как считает Вильсон,  как  сокращенный  ответ,
своего рода <формулу>, Парашары на вопросы Майтреи,  заданные  в  начале
главы. Вильсон 1840, T.I, с.II, прим.2.
   ГЛАВА II
   1. В данной главе излагается раздел первичного творения мира (sarga),
т.е. сотворение основных элементов и субстанций, из которых и образуется
все многообразие предметов, существ и явлений внешнего мира. По  сравне-
нию с другими Пу-ранами отдел первичного творения в ВП излагается доста-
точно детализированно. Большинство Пуран ограничиваются более или  менее
скупым  перечислением  основных  компонентов  первичного  творения,   не
разъясняя, как правило, их содержательного наполнения и взаимосвязи.
   Космогоническая система ВП может быть представлена в виде  последова-
тельно развертывающихся космогонических

   конструкций или, иными словами, в виде нескольких моделей  построения
мира. Весь эмпирический мир рассматривается в тексте  ВП  как  развертка
высшей психофизической субстанции, обозначаемой термином Атман.
   Атман, как высший единый принцип бытия, имеет  два  исходных  состоя-
ния-существующий (sat) и несуществующий (asat). В целом Атман, представ-
ляя собой единство противоположностей, характеризуется как  существующий
и не существующий (sat-asat). Соответственно все позитивные  определения
Атмана относятся к его аспекту sat, все негативные- к  аспекту  asat,  а
все комплексные характеристики строятся по принципу sat-asat. Так,  нап-
ример, Атман описывается как <наделенный Качествами>, как <не наделенный
Качествами> и как <наделенный и не наделенный Качествами> и пр.
   В наиболее общем виде схема развертки Атмана, как внешнего мира, в ВП
такова: Атман (Вишну), Пуруша (purnsa), предматерия (pradhana),  первич-
ная материя (prahrti), великий принцип  творения  (mahat),  самосознание
(ahan'lkara), первоэлементы (bhlita) и органы чувств  (indria),  мировое
яйцо (brah-manda). Эта схема, с отдельными вариантами, присуща всей кос-
могонии индуизма (ср. например, АгП 17: 4-5, 59: 9, БхП П: 9-42, ГП 1.4:
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 90
 <<-