|
которые связаны как с сознанием, так и с действием.
73. Сверхнезапятнанный драгоценный меч, который носит Ачьюта, состоит
из веденья, но это Знание прикрыто щитом неведенья.
74. Таким образом дух-пуме, предматерия, сознание и самосознание,
первоэлементы, разум, все органы чувств, а также веденье и неве-
денье,-все это, о Майтрея, покоится на Хриши-кеше.
75. Хари принял на благо дышащих (существ) обличье майи (и), будучи
лишен образа, (предстал) в исконном образе (своего) оружия и украшений.
76. Так лотосоокий высший Правитель носит (на себе) предматерию со
(всеми ее) изменениями, дух-пуме и целый мир.
77. То, что есть веденье, и то, что есть неведенье, то, что есть су-
ществующее и то, что есть несуществующее, вечное- все это (заключено) во
Властителе всех существ Губителе Мадху.
78. Беспредельный, вечный Бхагаван Хари (имеет) исконный образ Калы с
его (подразделениями) на кала, каштха, ни-меша и прочее, на дни, сезоны,
полугодия и годы.
79. О лучший из отшельников, он, вездесущий, есть семь миров: земной
мир, воздушный мир, небесный мир, (мир) патриархов, (мир) истины.
80. Сам Хари пребывает как воплощенный Атман миров, перворожденный
изо всех перво(рожденных), опора всех ведений.
81. Вездесущий пребывает во многих своих образах--как боги, люди,
скоты и прочие. Правитель всего Ананта, сам не имея воплощенного (обра-
за), пребывает в воплощенном образе (всех) существ.
82. Он известен в Веданте как (стихи) Ригведы, Яджурве-ды, Самаведы и
Атхарваведы, как традиционная история и священная наука.
83. Все Веданги (сборники законов), изложенные Ману и другими (авто-
рами), все Пураны, Шастры и любые ритуальные сборники,
84. все поэты и славо(словия) и все песнопения-это тело великого Ат-
мана Вишну, воплотившегося в звуке.
85. Те вещи (и субстанции), которые имеют и не имеют формы, где бы
они ни находились, там и тут, все они-его тело.
86. <Я есть Хари. Весь этот (мир) есть Джанардана. Ни от кого иного
не возникает причина и следствие>. Тот, кто думает так, не возродится
вновь, его не коснутся страдания новых рождений.
87. Так, о дваждырожденный, тебе должным образом поведана первая кни-
га Пураны. Слушанье Пураны избавляет от грехов.
88. Человек, слушающий эту (Пурану) обретает весь тот плод, который
(достигается) путем омовения в (озере) Пушкара в (месяце) карттика в те-
чении двенадцати лет.
89. Боги и прочие одаряют мужа, слушающего о происхождении богов, ри-
ши, гандхарвов, якшей и прочих, о отшельник.
Такова
в первой книги достопочтимои Вишну-Пураны двадцать вторая глава.
КОНЕЦ ПЕРВОЙ КНИГИ
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВА 1
Типичный зачин для санскритских рукописей вишнуитско-го толка- обра-
щение к богу наук и искусств Ганеше.
1. Такого рода прославление высшего божества с перечислением его ос-
новных имен и эпитетов обычно обрамляет вступительную и заключительную
части крупных разделов (книг, отдельных глав) Пураны. Значительная часть
имен и определений Вишну характеризует его как теистическую персонифика-
цию Атмана через отдельные компоненты его развития в качестве внешнего
мира.
2. ... Вишну, он-...Брахман, Правитель дух-пуме.-Подобное перечисле-
ние имен Вишну, как обозначения высшего духовного начала в различных ре-
лигиозно-философских школах (соответственно: в в веданте, в йоге, в
санкхье), указывает, согласно К, что Вишну в тексте ВП совмещает в себе
признаки, присущие различным религиозно-философским течениям.
... Освобождение-Т: mukti, идеал высшего религиозного освобождения в
индуизме. В тексте ВП Освобождение однозначно трактуется как полное
отождествление индивидуального начала, или дживатмана, с высшим божест-
вом Вишну (=Атма-ном). В тексте памятника отсутствует единое терминоло-
гическое обозначение Освобождения. Это понятие может передаваться при
помощи слов muhti, vimukti, mokfa, а также при помощи развернутых описа-
тельных периодов.
3. ... я поведаю Пурану ...-По традиции считается, что Вишну первым
поведал ВП и, передаваясь из уст в уста от одного гуру к другому, она
дошла до непосредственного рассказчика ВП-мудреца Парашары. Духовным
наставником Пара-шары считается Капила или Сарасвата. Последний входит в
число учителей Пуран. Парашара рассматривается как последователь Капилы
и основоположник школы санкхья.
137
8. Здесь и далее (ВП 1.1:8-14) дается своеобразное оглавление, или
раскрытие пяти лакшан-основных тематических разделов Пуран.
17. Здесь и далее (ВП 1.1:17-33) в кратком виде приводится предание о
жертвоприношении Парашары. История рождения Парашары подробно изложена в
|
|