|
Глава Одиннадцатая: Джада Бхарата Наставляет
Царя Рахугану.
1. Брахмана Джада Бхарата сказал: Мой дорогой
Царь, несмотря на то, что ты совсем не опытен, ты
пытаешься говорить, как очень опытный человек. Сле-
довательно ты не можешь считаться опытной лич-
ностью. Мудрец не рассуждает так, как рассуждаешь
ты об отношениях между слугой и господином или о
материальных страданиях и наслаждениях. Это просто
внешняя деятельность. Более продвинутый, опытный
человек, постигший Абсолютную Истину, не рассуждает
подобным образом.
2. Мой дорогой Царь, разговоры о взаимоотношени-
ях между хозяином и слугой, царем и подданным, и
так далее - это просто болтовня о материальном. Лю-
ди, которые интересуются материальной деятель-
ностью, изложенной в Ведах, стремятся к совершению
материальных жертвоприношений и полагаются на свою
материальную деятельность. Для таких людей духовный
подъем невозможен по определению.
3. Сон становится автоматически известным чело-
веку, как ложный и недействительный, и подобно это-
му каждый в конце концов осознает, что материальное
счастье в этой жизни или в следующей, на этой пла-
нете или на более высокой планете, является незна-
чительным. Когда кто-либо осознает это, Веды, нес-
мотря на то, что они являются превосходным
источником, становятся недостаточными сами по себе,
чтобы дать непосредственное знание об истине.
4. Поскольку ум живого существа загрязняется
тремя гунами материальной природы (добродетелью,
страстью и невежеством), он становится в точности
подобным неуправляемому бешеному слону, вырвавшему-
ся на свободу. Он просто мечется между благочести-
вой и неблагочестивой деятельностью, используя все
подчиненные ему чувства. В результате этой матери-
альной деятельности живое существо остается в мате-
риальном мире наслаждаться и страдать от удовольст-
вия и боли вследствие материальной деятельности.
5. Так как ум погружен в желания благочестивых и
неблагочестивых поступков, он естественно подвержен
преобразованиям вожделения и гнева. Таким образом
он становится привлеченным к материальному удовлет-
ворению чувств. Иными словами, умом дирижируют гуны
добродетели, страсти и невежества. Существует один-
надцать чувств и пять материальных элементов, и из
этих шестнадцати - ум является главным. Поэтому
именно ум является причиной рождения в различных
типах тел - среди полубогов, людей, животных и
птиц. Когда ум находится на более высоком или на
более низком уровне, он, соответственно, получает
более высокое или более низкое материальное тело.
6. Материалистический (реактивный) ум, покрываю-
щий душу живого существа, переносит ее в различные
условия жизни. Это называется продолжением матери-
ального существования. Благодаря уму живое существо
наслаждается или страдает от материального счастья
или несчастья. Пребывая таким образом в иллюзии, ум
на новом витке создает благочестивую и неблагочес-
тивую деятельность и их карму, и так душа становит-
ся обусловленной.
7. Ум заставляет живое существо скитаться по
различным типам тел в этом материальном мире, и та-
ким образом живое существо занимается мирской дея-
тельностью в различных формах жизни - как человек,
полубог, богач или бедняк и так далее. Сведующие
ученые говорят, что телесная оболочка, рабство и
освобождение порождаются умом.
8. Когда ум живого существа становится погружен-
ным в чувственное удовлетворение материального ми-
ра, он вызывает обусловленную жизнь и страдания в
материальной ситуации. Однако, когда ум становится
непривязанным к материальному, он становится причи-
ной освобождения. Когда в лампе неправильно заправ-
лен фитиль, лампа сильно коптит, но когда лампа
полностью заправлена очищенным маслом и фитиль как
|
|