|
быть Брахманом?
О. В Шрути сказано, что этот объективный мир, Пракрити есть
Майя; Тот, кто держит Майю под контролем, есть Ишвара. Таким
образом, попытайся взять под контроль все творение и сам
станешь Ишварой. Сразу после того, как это совершится,
объективный мир превратится для тебя в ничто, и на этой
стадии ты достигнешь Брахмана. Пока ты не обращаешь на это
внимания, ты не можешь достичь Брахмана, это несомненно. Так
же, как змея сбрасывает кожу и облачается в новую, садхака
сбрасывает старую кожу, одевает кожу Божества, проявленного
в мантре, на которую садхака медитирует.
В. Прости меня, Свами! Я не могу понять этого всего. Объясни
это на примерах.
О. Ты ведь видел яйцо, не так ли? Когда птица некоторое
время высиживает яйцо, птенец развивается внутри до нужных
размеров и потом проклувывает скорлупу, выходит и принимает
свою реальную форму. Так же и садхака, знание которого
растет внутри ума, не нарушая его, очищенное сознание
проникает в его ум вместе с мантрой и ее значением и
находится там, не нарушая скорлупы аджняна, а когда эта
скорлупа опадает, садхана излучает сияние Божества, которое
сформировалось в ее сознании.
В. Все исходит из Пранава и, в конечном счете, погружается в
Пранава -- так говорят. А почему старшие говорят, ччто есть
люди, которые могут произносить Пранава, а есть люди,
которые не могут ее произносить?
О. Что такое Пракрити, если не смешение пяти элементов?
Пранава -- истинная жизнь всех элементов и, таким образом,
живительное дыхание самой Пракрити. Поток воды, падающий со
скалы, произносит 8@@@@рис ОМ@@8; волны, бьющиеся о
береговой мыс, произносят 8@@@@@рис ОМ@@@@8. Звук вдоха и
выдоха тоже есть Пранава, не так ли? Знают ли они, что
восклицания людей, несущих на плечах паланкин, дыхание тех,
кто поднимает тяжести, возгласы тех, кто стирает белье на
реке -- все эти звуки созвучны Пранава. Повторяй с полным
знанием всего внутренего смысла и скоро груз мирских
переживаний станет легче. Пранава дыхания также облегчает
страдания. Бессмысленно утверждать, что некоторые имеют
право произносить ее, а другие лишены этого права. Те, кто
не дышит, возможно, и не имеют таколго права; но нет причины
запрещать произносить Пранава кому-либо, т.к. все, кто
дышит, произносят ее постоянно в процессе своего дыхания.
Когда Арджуна спросил, как человек должен вспомнить Бога в
момент смерти, разве ты не знаешь, что ответил Kришна? Он
сказал, что человек должен произнести в уме Пранава, которая
неотделима от Бога. Таким образом, сказал он, бхакта
достигнет высшей цели. Таким образом, каждый имеет право на
эту великую мантру, Пранава.
В. Как можно достичь цели, почитая Пранава (упасана
пранава)? Как человек, который медитирует, может
превратиться в то, на что он медитирует? Пожалуйста, объясни
мне эту несравненную мантру и то, как она помогает нам путем
простых иллюстраций.
О. Хорошо. Пранава -- лук; атма -- стрела; парабрахман --
мишень. Садхака, подобно стрелку из лука, не должен попадать
под влияние того, что волнует ум. Он должен постоянно
видеть цель, как и внимание стрелка поглощено мишенью, и он
становится тем, на что медитирует. В Кайвалья упанишаде,
Мундака упанишаде и в различных
частях Шрути Пранава всячески восхваляется. Поэтому все
могут повторять ее и медитировать на эту мантру, которая
приносит человеку освобождение. У тебя не должно быть
сомнений в пункте, что Пранава Упасана могут практиковать
все.
Глава XIV.
ТАПАС.
В. Может ли человек осознать Атму и погрузиться: как ты
говоришь, в Пранава вместе с этим материальным телом,
состоящим из пяти элементов? Можно ли изолировать Атму от
тела? Как это сделать?
|
|