|
О. Человек при помощи дхьяна и других упражнений, при помощи
повторения Пранава мантры может осознать Атму и отделить ее
от тела. Этот процесс подобен получению масла из сметаны,
растительного масла из кунжута, воды из подпочвенного слоя,
огня из дерева. Необходимо только взбить, выжать,
измельчить, пробурить, обточить -- и все. Когда тело и атма
разделены, исчезает вера в то, что тело есть атма или
сущность ("Я~).
В. Свами! Многие старейшины и мудрецы говорят, что мы должны
представлять дживаатма как параатма, что мы должны
культивировать это чувство, это убеждение. Как такое
возможно?
О. Почему ты думаешь, что это трудно? Разве не легче
говорить правду, чем говорить ложь? А ты сейчас выдаешь ложь
за истину, и поэтому вознивает масса трудностей. Прими
истину, что дживаатма и параматма -- это одно и то же и все
станет легко. Сначала осознай, что атма, дживаатма не
относится к телу. Ты можешь делать это при помощи дхьяна и
т.д. Как аромат и цветы, сахар и тростник, золото и скала
отличаются друг от друга, также и атма отличается от
физического тела. Затем при помощи нидхидхьясана,
сосредоточения и медитации на один объект, ты можешь
представить дживатма и парамартма как одно. Это завершение
тапаса, конечная нирвана.
В. А что такое тапас?
О. Это означает прекращение деятельности чувств; человек
должен быть их полным хозияном. Не должно остаться и следа
жажды обладания и желания пищи. Тапас включает усилия к
тому, чтобы достичь Брахмана, постоянную жажду такого конца;
это должно проявляться в воздержании от пищи и сна; это
подразумевает страдание ради реализации Абсолюта. Такой
тапас называется саттвическим.
В. Что такое раджасический тапас?
О. Тот, кто простоизнуряет тело и ослабляет его, при этом не
занимаясь обузданием чувств и контролем эмоций, выполняет
только раджасический тапас. Он не познает атма-таттва и не
медитирует на нее; он уделяет внимание только физическому
аскетизму.
В. Должно быть, существует также и тамасический тапас.
О. Существует. Тамасический тапас -- это когда человек
умилостивляет богов ради приобретения славы и, пользуясь
славой как инструментом, хочет использовать мир в своих
интересах. Только такой тапас, каторый ставит целью
достижениеБога, реализацию Брахмана, приобретение высшей
мудрости, -- является истинным. Только такой тапас одобряют
Шастры. Все остальное вводит тебя в заблуждение, отвлекает
от цели. Только тапас, одобренный в Шастрани, заслуживает
это название. Все остальное -- тамас, а не тапас. "Тапас~
значит "жар"; жар сжигает грехи и карму дотла.
В. В Шастрах говорится, что в ашрамах были три вещи:
сокровище Чинтамани, дерево Кальпаврикша и корова Камадхену.
Эти вещи давали им все, что они ни пожелают. Я не могу
понять, зачем им нудно было выполнять тапас? Пожалуйста,
объясни мне.
О. Подумай хорошенько, и ты поймешь, что Чинтамани -- не
сокровище, Кальпаврикша -- не дерево и Камадхену -- не
корова. Это все названия результатов тапаса. Они были
наделены тем, что автоматически дается человеку,
выполняющему тапас. Сначала он получает все, чего хочет. Это
называется кальпавридшашуддхи. Затем он подчиняет все
желания, и это называется камадхенусиддхи. А что такое
чинтаманисиддхи? Это стадия, когда у тебя нет чинта --
беспокойства или волнения ума, стадия, когда нет страдания.
Когад исчезает чинта и появляется высшая ананда -- это
чинтаманисиддхи. Чинта должна исчезнуть из мысли, слова и
поступки.
В. Говорят также о ментальном тапасе. Что он означает?
|
|