|
О. Джанака, Ашвапатхи, Дилипа -- вот примеры людей, которые
достигли мокша, будучи грихастха.
В. Свами! Есть ли необходимость точно следовать
предписаниям Шрути, которые накладывают на человека
обящанность после завершения стадии брахмачарья пройти
следующую стадию грихастха, вступить в ванапрастха и
выполнять все ограничения и правила этой стадии, а затем
принять саньясу, жизнь в полном отречении? Или можно
принять саньясу и не проходя предыдущих стадий?
О. Да, когда бы человек ни достиг освобождения от
привязанностей, он может принять саньясу. Если этот шанс
упущен, человек вынужден пасть. На какой бы стадии ты ни
находился и в каком бы ашраме ни пребывал, когда ты
принимаешь полное отречение, в тот самый момент ты вступаешь
на стадию саньяса. Нет желехного правила, по которому ты
обязан пройти три предыдущие стадии. Это также предписание
Шрути. Причина здесь в том, что такая чистая душа уже имеет
опыт, достигаемый на других стадиях -- очищение, достигнутое
в испытаниях в предыдущих рождениях. Разрушительные
стремления такой души полностью подавлены и прогрессивные,
возвышающие развились в прошлой жизни.
В. Как мы можем узнать, что такая трансмутация уже
достигнута в прошлых рождениях? Есть ли какие-нибудь
признаки, с помощью которых мы можем установить, что ту или
иную стадию или ашрам можно опустить? Если они есть,
расскажи о них, пожалуйста.
О. Тот факт, что у человека нет склонности к трем ашрамам,
что у него нет привязанности и влечения к ним -- самый
верный знак. Если освобождение от привязанностей развито в
прошлой жизни, склонности не будет. Когда появляется
сознание, что только Атман реален, чсловек освобождается от
трех предыдущих ашрамов. Когда появляется отречение, человек
может отказаться от мирской жизни, хотя бы для этого
пришлось переступить другие стадии. Это обосновано в Шрути.
Но человек, посвященный в саньясу, должен досконально
проверить ученика и убедиться, что ученик лишен чувственных
побуждений и привязанностей. В саньясу следует посвящать
только такого человека, ум которого спокоен, т.е. лишен
вритти (побуждений); только о таком человеке можно сказать,
что он не привязан. Ученик должен также проверить сам себя и
понять, в какой степени его внутреннее сознрание свободно от
гунн, пассивно, активно или даже прогрессивно. Если оно не
настолько свободно, существует опасность, что
впоследствии он нарушит обет саньясы, а если этого не
произойдет, то он может быть раздавлен грузом, увлечен
в-низ и конец его будет печален.
В. Есть ли раздовидности саньясы или существует только один
вид?
О. Существует три вида Саньясы. Это дехасаньяса, маносаньяса
и атмасаньяса.
В. Что значит дехасаньяса?
О. Саньяса с виду, постольку поскольку она касается внешнего
тела. Он носит еднжду цвета охры, принимает имЯ, соблюдает
формальности, но у него нет сознания атмы; он блуждает среди
объективных желаний, касающихся внешних вещей. Он подобен
обычному человеку со всеми его намерениями и целями.
В. А маносаньяса?
О. Маносаньяса отказывается от всех решений и желаний,
держит ум под жестким контролем; его ен волнуют побуждения и
переживани; он всегда спокоен и собран.
В. Третьей ты упомянул атмасаньясу.
О. Атмасаньяса пресекает все мысли, не относящиеся к атме,
потому что он всегда погружен в созерцание истинной сущности
"азам брахмасми~. Он постоянно сознает, что он -- атма. Его
ананда продолжительна, акханда. Такаяч саньяса называется
амритасаньяса. Самую густую тьму может рассеть только свет,
исходящий от сияющего солнечного диска; подобным же образом
без сияния атмасаньясы невозможно победить невежество --
|
|