Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
      Причислить такие сосуды к календарной обрядности  можно  только
  по аналогии с точно  определенными  и  содержащими  12  знаков  или
  рисунков. Прежде всего следует обратиться к лепесовской чаше  №  1,
  найденной в том же жертвеннике, что и чаша № 2. Она во всем подобна
  рассмотренной выше чаше № 2: та же общая  форма,  та  же  массивная
  лепная линия воды вокруг венчика, те же 7 концентрических кругов на
  внутренней поверхности чаши, три ручки и  точно  такое  же  плоское
  широкое кольцо венчика вокруг горловины, тоже разделенное на секции
  (см. рис. 30). Разница только в том, что секций не 12, а 9.  А  это
  уже существенно меняет осмысление рисунков. Трехручная  конструкция
  чаши делит поверхность плоского диска у  горловины  сосуда  на  три
  части по три прямоугольных клейма в  каждом  из  них;  одно  клеймо
  повреждено так, что рисунок на нем не  виден.  Из  сохранившихся  8
  клейм в шести  случаях  рисунок  почти  точно  соответствует  шести
  клеймам годичного круга чаши № 2. Два клейма дают особый рисунок, не
  встречающийся на чаше № 2, -- вертикальные волнистые линии,  обычно
  обозначающие дождь. Порядок месяцев нарушен и не  составляет  такой
  стройной системы, как на чаше с полным годовым циклом; здесь дан не
  тот или иной отрезок года, а девять месяцев  вразброд.  Чередование
  месяцев от произвольно выбранной точки такое:
      Ноябрь (дождевые символы).
      Октябрь, июль, сентябрь, февраль (дождевые символы).
      Лакуна.
      Июнь.
      Отсутствие  таких  аграрных  символов,  как  рало  и   колосья,
  неполнота годичного цикла и в то же время явное воспроизведение уже
  известных нам обозначений, взятых из годичного цикла чаши № 2 -- 12
  месяцев, должны направить нашу мысль на вторую половину  новогодней
  заклинательной обрядности, посвященную  гаданию  не  о  предстоящем
  урожае, а гаданию девушек о своей судьбе в предстоящем году 13. Как
  и во многих  других  случаях,  аграрная  магия  сопряжена  с  идеей
  беременности женщины.  Число  9,  определяющее  количество  месяцев
  беременности, было сакральным числом.  Мы  встречаемся  с  ним  при
  рассмотрении жертвенника зарубинецкого времени на Девичь-Горе  близ
  Триполья (см. ниже).
 ----------------------------------
      13 Чичеров В. И. Зимний период...

      Наиболее вероятно, что лепесовская  чаша  №  1  предназначалась
  тоже, как и чаша № 2, для новогодних гаданий, но не для  той  части
  обряда, когда пели "славу хлебу", а для подблюдных песен, связанных
  с предстоящим замужеством, когда:

                   В чашу с чистою водой
                   Клали перстень золотой,
                   Серьги изумрудны;
                   Расстилали белый плат
                   И над чашей пели в лад
                   Песенки подблюдны. (Жуковский В. А. "Светлана")

      Это  гадание  завершило  собою  двенадцатидневный  цикл  зимних
  святок и производилось в "крещенский вечерок", в  ночь  с  5  на  6
  января.
      Сущность гадания заключалась  в  том,  что  девушки  определяли
  тот месяц, в который та или другая из них  выйдет  замуж.  Судя  по
  этнографическим примерам,  гадание  могло  производиться  следующим
  образом: в чашу с водой опускали ореховую скорлупу и взбаламучивали
  воду  кругами.  Скорлупа  плавала  кругами   и   в   конце   концов
  останавливалась у какого-то борта.  Знак  месяца  на  бортике  чаши
  означал срок выхода замуж. Если же плавающий предмет останавливался
  у  одной  из  трех  широких  ручек  сосуда,  не   имевших   никаких
  обозначений, то, очевидно, данной девушке выйти замуж в предстоящем
  году суждено не было. Возможно,  что  и  дождевые  обозначения  (не
  имеющие аналогий на чаше с полным  годовым  циклом)  тоже  означали
  нечто иное, чем срок  замужества.  Нарушение  календарного  порядка
  месяцев (11-й, 10-й, 7-й,  9-й,  2-й,  ?,  6-й)  связано  именно  с
  гадательной практикой -- нужно было затруднить гадающим возможность
  воздействия на процедуру обряда. Основываясь на том, что  поддается
  расшифровке, можно сказать, что сроки замужества группируются в два
  разряда: один из них -- летние месяцы июнь и июль,  буйные  ярилины
  дни, разгульные ночи Купалы. Второй разряд охватывает  осень  после
  сбора урожая и зиму  (сентябрь-ноябрь  и  февраль),  что  полностью
  согласуется как с этнографическими, так и с летописными данными. К.
  Копержинский, изучая сельскохозяйственные сезоны у славян, отмечает,
  что главный период деревенских свадеб падает, во-первых, на  осень,
  а, во-вторых, на зиму -- от богоявления (6 января) до масленицы, т.
  е. до марта 14.
 ----------------------------------
      14 Копержинсъкий Кость. Господарчi..., с. 67-68.

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-