Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  для нас календарное приурочение.
      Знак из двух крестов приходится на май -- июнь,  что  близко  к
  размещению на лепесовской чаре (июнь).
      Прямоугольник из 10 квадратиков с кружками  в  каждом  из  них,
  сделанными соломинкой, находит  полное  соответствие  в  позднейшем
  прикладном искусстве Киевской Руси, где подобным образом изображался
  символ поля, нивы (например, на плаще святого Бориса "Хлебника") 9.
  Этот знак нивы приходится  на  кубке  из  Войскового  на  время  от
  середины августа до середины сентября, т. е.  на  то  самое  время,
  которое обозначено в  славянских  языках  как  месяц  работы  серпа
  (серпенъ) и увоза колосьев в снопах со сжатой нивы на колах-телегах
  (коловоз). Одни из крупнейших  русских  праздников  --  успенье  --
  отмечается  в  середине  серпня  (15  августа)  и  называется   или
  госпожиным днем в честь богородицы или спожинками.
 -----------------------------
      9 Рыбаков Б. А. Языческая  символика  древнерусских  украшений.
  -- Тезисы докл. сов. делегации на  I  Междунар.  конгрессе  славян.
  археологии. М., 1965, с. 64-73.

      Единственный особый знак косого креста  с  двумя  вертикальными
  чертами, соединяющими верхние концы креста с нижними, приходится на
  сентябрь на одну из солнечных фаз -- осеннее равноденствие -- редко
  отмечаемую кострами из живого огня. Традиционные, устойчивые костры,
  запаленные от трения дерева,  устраивались  на  зимние  святки,  на
  масленицу   (весеннее   равноденствие)   и   на   купалу    (летнее
  солнцестояние) Однако нам известны случаи возжения огня и в осеннюю
  солнечную фазу: около  24  --  25  сентября  устраивались  "именины
  овина", т. е. того самого  места,  где  проводился  культ  огня  --
  сварожича 10.
 -----------------------------
      10 Коринфский А. А. Народная Русь. М., 1901.

      Отсутствие на кубке из  Войскового  солнечно-огневого  знака  в
  обозначении  марта   и   наличие   его   в   обозначении   сентября
  свидетельствует о том, что внимание изготовителей ковша-кубка  было
  сосредоточено на земледельческом финале  летнего  сезона:  выделена
  особо осенняя солнечная фаза и около её символа помещен знак  нивы.
  Судя по этому кувшин был посвящен празднеству жатвы, сбора урожая в
  августе -- сентябре. Позднейшие восточнославянские праздники урожая
  приурочивались  к  успенью  15  августа  и  рожеству  богородицы  8
  сентября. Именно этот период и отмечен на нашем глиняном  календаре
  знаком нивы. Во время жатвы первый сноп увозят в дом как  священный
  символ урожая, а последние колосья не сжинают, а  завязывают  узлом
  "Волосу на бородку", поливают водой или вином и оставляют на  поле.
  Крест с двумя линиями по бокам образует фигуру,  похожую  на  сноп,
  положенный для молотьбы. Расположение календарных знаков на  сосуде
  таково, что если пить из него, держа его за ручку правой рукой, как
  положено при здравницах, то главный символический узел  изображений
  -- "сноп" в верхнем ряду и "нива" в нижнем -- будет обращен во вне,
  к зрителям, участникам обряда.
      Необходимо вспомнить  описание  славянского  жатвенного  обряда
  у наиболее архаичного по своему быту племени вятичей, сделанное  по
  наблюдениям IX в. Ибн-Русте, писавшим в 903 г.:
      "Во время жатвы они берут ковш с просом,  поднимают  к  небу  и
  говорят: "Господи! Ты, который снабжал нас пищей, снабди  и  теперь
  нас ею в изобилии" 11.
 -----------------------------
      11 Новосельцев А. П. Восточные источники о  восточных  славянах
  и Руси. -- В кн.: Древнерусское государство ... М., 1965, с. 395.

      Учитывая широкое распространение обряда  завивания  колосьев  в
  конце жатвы "Волосу на бороду", нам следует  обратить  внимание  на
  соседство кургана в Войсковом с селом Волосским, название  которого
  несомненно связано, как и многие  другие  (Волосово,  Велесово),  с
  именем древнего Волоса. От могильника, где найден кубок со  знаками
  августовской жатвы, до Волосского всего два часа пешего хода.
      Интересно и другое --  словом  кубок  (къбел)  в  древнерусском
  языке обозначался не только сосуд для пиршественных здравниц, но  и
  некая мера зерна 12.
 -----------------------------
      12 Срезневский  И.  И.  Материалы  для  словаря  древнерусского
  языка. СПб., 1893, т. I, стлб. 1387.

      Ковш-кубок    из     Войскового     вмещал     примерно     1/8
  четверика-амфореуса, которым славяне Черняховского  времени  мерили
  зерно. Это косвенно связывает и с другой ипостасью Волоса -- с  его
  функциями бога богатства и торговли. (Рис. 32).

                Сосуды с неполным количеством месяцев.

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-