Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
      Псковская летопись под 1459 г. сообщает: "... Того  же  лета  в
  зимнее время о сватбах..." 15.
 ----------------------------------
      15 ПСРЛ, СПб., т. IV, с. 218.

      Поврежденное клеймо, по всей видимости, должно  было  содержать
  обозначение января; намек на это есть на уцелевшей части.
      Чаша  для  девичьего  гадания  отличается  значительно  большей
  декоративностью:  её  поддон  со  сложным  рельефом  украшен  двумя
  волнистыми линиями и вертикальными полосками между ними 16.
 ----------------------------------
      16 Rybakov  Boris.  Calendrier  agraire...,  s.  21,  tabl.  1.
  Аналогичная  трехручная  ваза  черняховской  культуры   найдена   в
  погребении с трупосожжением  на  берегу  Березанского  лимана  близ
  Очакова. См.: Магомедов Б. В. Каборга  IV.  --  В  кн.:  Могильники
  черняховской культуры. М., 1979, с. 25, табл. III,  рис.  6.  Сосуд
  очень  плохо  описан  автором  публикации,  а  интересный  для  нас
  орнаментальный круг с девятью (по  расчету)  клеймами  не  упомянут
  вовсе.


                                  *

      Из  всех  сосудов  славянской   земледельческой   лесостепи   в
  "трояновы   века",   содержащих   календарную    тематику,    самым
  замечательным и важным для  науки  безусловно  является  кувшин  из
  могильника в Ромашках на Роси, невдалеке от самого Черняхова. (Рис.
  34).
      Кувшин очень тщательно изготовлен на кругу. На сырую  глину  до
  обжига на тулово сосуда специальными штампиками нанесен  сложнейший
  "орнамент" в два пояса; верхний пояс более широкий, нижний -- узкий.
  Считать комбинации из нескольких сотен  знаков,  расположенных  без
  всякого ритма и повтора, орнаментом невозможно. Кувшин из  Ромашек,
  найденный В. В. Хвойко в 1899 г., публиковался  неоднократно17,  но
  долго не  привлекал  внимания.  В  1962  г.  я  предпринял  попытку
  расшифровки содержания  сложной  композиции,  и  она  не  встретила
  возражений 18.
 ----------------------------------
      17 Очерки истории СССР, М., 1958,  с.  50;  Брайчевский  М.  Ю.
  Ромашки. -- МИА. М., 1960, № 82, с. 113; табл. 1-2, с.  12.  Кувшин
  хранится в Киевском гос. ист. музее. Инв. № 13115.
      18 Рыбаков Б. А. Календарь IV в. ..., с. 74-89,  рис.  №  7-16;
  Он же. Календарь древних славян. -- Наука и человечество, 1962, № 1,
  с. 95-105; Он же. "Черты и резы" древних славян. --  Вокруг  света,
  1970, № 1, с. 14-15.

      Изобразительными  средствами  автора  композиции  были   четыре
  вида штампов: 1. Штамп с квадратным торцом; квадрат разделен  двумя
  диагоналями и линиями, соединяющими середины  сторон  квадрата.  2.
  Дуговой штамп для так называемого ногтевого орнамента,  при  помощи
  которого  создавались  различные  фигуры,  "елочки"  и   струящиеся
  волнистые линии. 3. Штамп,  изображающий  серп.  4.  Штамп,  дающий
  отпечаток вписанных углов.
      Ключом к разгадке сложных композиций  верхнего  пояса  являются
  три группы изображений:

      1. Два креста, размещенные на  стороне,  противоположной  ручке
  кувшина.
      2. "Громовой знак" ("колесо Юпитера" с  6  спицами).  В  колесе
  явно ощущается шесть граней.
      3. Реалистическое изображение двух серпов и  рядом  с  ними  --
  фигуры, напоминающей "копы" или "крестцы" снопов на сжатой ниве.

      Эти  три  крупных,  во  весь  верхний  пояс,   композиции   уже
  наталкивают нас на мысль о календарной сущности  всех  изображений:
  два креста могут отмечать июнь, летнее солнцестояние, "солнцеворот",
  как это было на лепесовской чаше; громовой  знак  может  обозначать
  главный грозовой день в году -- 20 июля, день Перуна или архаичного
  Рода (позднее -- ильин день). Последнее  звено  (серпы  или  "копы"
  снопов) явно и недвусмысленно говорит о жатве.
      Все три опознаваемых композиции следуют  (если  смотреть  слева
  направо) одна за другой в календарном порядке:

      1. Два креста -- Купала, 23 июня.
      2. Громовый знак -- ильин день 20 июля.
      3. Жатва -- конец июля или первая половина августа.

      Все сказанное выше  требует  более  подробных  доказательств  и
  приведено здесь только лишь для того,  чтобы  читателю  легче  было
  следить за ходом  описания  и  анализа,  когда  главная  мысль  уже
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-