Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  этом  заклинания,  подобные  русской  новогодней  "славе  хлебу"  в
  подблюдных песнях. Возможно, что с подобными представлениями следует
  связывать и трехручность древних сосудов.

      Лепесовские чаши были явно предназначены для ритуала;  об  этом
  говорит прежде всего нахождение их внутри жертвенника  и  хрупкость
  рельефного  орнамента  и  подвесных  глиняных  колец   на   ручках,
  затруднявшая их практическое использование.
      Плоский  широкий  венчик  чаши  №  2  (по   нумерации   М.   А.
  Тихановой)  разделен  на  12  различных  прямоугольных   секций   с
  неповторяющимся рисунком. Число 12 широчайшим образом распространено
  во всем мировом фольклоре прежде всего как число 12 месяцев в году.
  Естественно возникает предположение, что изображенные  на  чаше  12
  клейм разного рисунка, составляющие замкнутый круг, это символы  12
  месяцев, образующих годовой цикл.
      Предположение  о  том,  что  12   рисунков   лепесовской   чаши
  являются знаками 12 месяцев, может получить силу  научной  гипотезы
  только в том случае, если  удастся  доказать,  какой  именно  месяц
  обозначен тем или  иным  рисунком.  Для  удобства  обращения  с  12
  рисунками  пронумеруем  их   по   часовой   стрелке,   начиная   от
  прямоугольника,  внутри  которого  прочерчен  косой  крест  и  угол
  наверху. На трех рисунках (№ 1, 3 и 6) есть  четкие  косые  кресты,
  которые иногда называют "поганскими крыжами" и часто  истолковывают
  как символы огня или солнца. В рисунке №  6  косой  крест  повторен
  дважды и сопровожден волнистой линией -- обычным символом воды.
      Священный  "живой"  огонь   (добываемый   трением)   возжигался
  славянами три раза в год в связи с тремя солнечными фазами:
      а. В конце декабря  в  связи  с  зимним  солнцестоянием;  огонь
  горел до 6 января, до конца зимних святок. На  народных  деревянных
  календарях XVII -- XIX вв. знаком солнца обозначался январь,  месяц
  "разгорания солнца".
      б. В связи с весенним равноденствием  в  конце  марта.  Позднее
  христианство отодвинуло праздник масленицы на февраль  --  март,  в
  зависимости от начала великого поста.
      в. У всех славянских  и  соседних  с  ними  народов  отмечается
  живым огнем праздник Ивана Купалы 23 -- 24  июня,  в  день  летнего
  солнцестояния, когда явственно выступают  два  элемента  языческого
  культа -- огонь и вода.
      Исходя из того,  что  у  славян  далеко  не  всегда  отмечалось
  осеннее равноденствие, оттесненное праздниками  урожая,  мы  должны
  сопоставить  наши  три  рисунка  огневых   знаков   со   следующими
  славянскими месяцами:
      а) № 1 -- просинец -- январь, начало  нового  языческого  года,
  месяц просьб и заклинаний на весь год;
      б) № 3 -- сухый -- март, месяц проводов зимы и встречи весны;
      в) № 6 -- кресень -- июнь, месяц  летнего  зноя,  солнцеворота,
  месяц молений, обращенных к солнцу и к воде.
      Предположение о календарном характере 12  лепесовских  рисунков
  получило некоторую поддержку в раскрытии  (тоже  предположительном)
  трех огненно-солнечных знаков, приходящихся на январь, март и июнь,
  но этого недостаточно для построения прочной гипотезы.
      К счастью, на этой же чаше  мы  располагаем  еще  одной  серией
  рисунков, расшифровка которых никак не связана с солярными знаками,
  независима от них и может служить  самостоятельным  основанием  для
  распределения  12  клейм  внутри  годового  круга.   Это   рисунки,
  относящиеся к сельскому хозяйству и промыслам. Определение  месяцев
  на лепесовской чаше может быть произведено, таким образом, по  двум
  различным, независимым друг  от  друга  системам,  и,  естественно,
  расхождение между ними сведет почти на нет предыдущие  рассуждения,
  а  совпадение  двух  систем  даст  надежную   основу   предложенной
  расшифровке. (Рис. 31).
      Рисунок в клейме № 4 отчасти  напоминает  какое-то  животное  с
  рогами или торчащими вверх ушами (конь, козел?), но в то  же  время
  очень похож и на изображение рала  с  череслом.  Судя  по  находкам
  чересла и паральников, предназначенных для  горизонтальной  вспашки
  плужного типа, племена черняховской культуры знали рало  с  полозом
  (плугом) и плужным ножом.  На грядиле лепесовского рала  изображены
  даже "вуйца" -- два  вертикальных,  похожих  на  рога  колышка,  за
  которые закрепляется ярмо в передней части грядиля.
      Из всех 12 месяцев  с  основным  пахотным  орудием  может  быть
  связан для лесостепной черняховской области только апрель --  месяц
  пахоты и удобрения земли. Среди всех древнерусских названий месяцев
  именно апрель назван месяцем "удобрения земли золою" -- березозолом.
      В позднейших русских календарях  апрель  обязательно  отмечался
  изображением коня (23 апреля -- егорьев, или юрьев  день).  Егорьев
  день был традиционным днем выгона скота на молодую траву. Рало  или
  конь в одинаковой  мере  могут  быть  рассмотрены  как  обозначение
  апреля. Мне представляется наиболее  вероятным  все  же  толкование
  этого рисунка как изображения пахотного орудия.
      Рисунок №  8  на  нашей  чаше  изображает  вполне  оформившиеся
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-