|
колосья с явно различимыми зернами. Скорее всего это колосья
пшеницы. Уборка яровых заканчивалась на Украине в августе, и месяц
август до "их пор носит там характерное имя серпенъ, месяц жатвы,
уборки "обилия".
Если мы совместим названия месяцев по солярной системе с
названиями их по системе хозяйственной, то окажется, что они
совпадают: № 1 -- январь, № 3 -- март, № 4 -- апрель, № 6 -- июнь,
№ 8 -- август. Отправляясь от такой расшифровки, мы можем осмыслить
и рисунки некоторых других месяцев.
Рисунок № 9 должен по этой схеме символизировать сентябрь --
месяц перелета птиц, на которых именно в это время устраивали
массовую охоту с "перевесами" -- гигантскими сетями, натягиваемыми
между высокими деревьями. Этнографические примеры показывают
сходство "перевеса" с рисунком № 9. Время отлета птиц с подросшим
молодняком -- конец августа и сентябрь. День св. Никиты
(Никита-Гусепролет) приходится на 15 сентября 5.
----------------------------------
5 Копержинсъкий Кость. Господарчi..., с. 71.
Рисунок в клейме № 10 дает нам две плетенки, две косы,
напоминающие "повесмо" льняной или конопляной пряжи. Обработка
волокнистых растений, трепка льна и увязка портативных плетенок
пряжи производилась в том месяце, который у ряда славянских народов
сохранил даже название, связанное с процессом обработки волокнистых
-- в "паздернике", "кастрычнике", т. е. в октябре. А рисунок № 10 по
моей схеме и приходится на октябрь. Рисунок № 11 должен
соответствовать ноябрю, называвшемуся у славян груднем, т. е.
грязным. Летопись знает выражение "путь бысть труден". На рисунке
изображено нечто вроде прямой дороги и несколько волнистых линий,
возможно означающих осеннюю грязь, что как бы поясняет наименование
месяца. Последний рисунок № 12 приходится на декабрь. Здесь может
удивить повторное изображение сетей -- как и в сентябре. Но сети --
тенета применялись и в начале декабря, но на этот раз не для птиц,
а для мелкого лесного зверья вроде косуль, серн и диких коз.
Рассматривая орнаментированный круг лепесовской чаши № 2 как
изображение символов 12 месяцев (рис. 31), мы должны поставить
вопрос о назначении этого великолепного и интересного сосуда из
языческого алтаря.
Во всем славянском годовом цикле обрядов и праздников мы
знаем только один момент, когда взор древнего славянина охватывал
весь год в целом, все 12 месяцев. Это время празднования Нового
года, когда произносились заклинания на весь будущий год и
одновременно с этим производились гадания о будущем.
Число 12 чаще всего встречается именно в новогодней
обрядности: 12 "старцев", руководящих ритуалом, 12 снопов, по
которым гадают о будущем урожае в начинающемся году, вода из 12
колодцев для подблюдных гаданий; священный огонь "бадняк" горит 12
дней (шесть дней в конце старого года и шесть в начале нового).
Торжественный цикл новогодних обрядов начинался
воспоминаниями о прошлом (пение старинных былин), а завершался
гаданиями о будущем. Именно конец святок, знаменитый "крещенский
вечерок", считался наиболее удобным временем для вопрошания судьбы.
Для январских заклинаний и гаданий, связанных с подблюдными
песнями, требовались специальные сосуды для священной воды, в
которую опускали золотое кольцо. Идея воды подчеркнута массивной
рельефной зигзаговой линией, идущей вокруг всего сосуда под самым
венчиком. Аграрно-магический характер этих гаданий достаточно
выяснен трудами В. И. Чичерова 6; одной из главных подблюдных песен
являлась "слава хлебу". Вода и золото -- обязательные атрибуты
новогодних аграрно-магических гаданий, так же как вода и солнце,
обеспечивали древнему славянину урожай.
----------------------------------
6 Чичеров В. И. Зимний период..., с. 97-106.
Лепесовская чаша со знаками 12 месяцев могла быть именно
таким сосудом для священной воды, с помощью которого осуществлялось
новогоднее гадание об урожае. Быть может, с этой же аграрной магией
связано и то, что в конструкции лепесовского жертвенника находились
и фрагменты сосудов для зерна.
Большие глубокие сосуды в древней Руси именовали чарами. Не
отсюда ли гаданье при помощи чар называлось чародейством?
В 1967 г. А. В. Бодянский сделал замечательное и еще не
вполне оцененное открытие -- он нашел в кургане с сожжением у с.
Войскового (близ Ненасытецкого порога Днепра) сосуд Черняховского
времени с двумя рядами символических знаков. (Рис. 32). Сосуд имеет
вид большого одноручного приземистого кубка (кувшина, ковша?)
емкостью около 3 л 7. Нижний ряд содержит 16 отдельных клейм,
которые не могут быть символами 12 месяцев. Здесь мы видим
чередование косых крестов (знак солнца) с заштрихованными
прямоугольниками, обычно обозначающими землю, пашню. В двух случаях
|
|