Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  обряды. М., 1837 -- 1839, вып. 1 -- 4; Терещенко А. В. Быт русского
  народа. М., 1847 -- 1848, т. I -- VII; Шеппинг. Опыт первоначальной
  истории земледелия и отношение его к быту и языку русского  народа.
  --  ЧОИДР.  М.,  1861,  №  4;  Калинский  И.  П.  Церковно-народный
  месяцеслов на Руси. -- Зап. Русск. геогр. об-ва по отд. этнографии.
  СПб., 1877, VII, с. 388 -- 398; Коринфский А. А. Народная Русь. М.,
  1901; Селиванов В. В. Год русского земледельца. Соч. Владимир, 1902,
  т.  II;  Ермолов  Л.  Народная  сельскохозяйственная   мудрость   в
  пословицах,  поговорках  и  приметах.  СПб.,  1905  т.  I  --  III;
  Копержинсъкий Кость. Господаря! сезони у слов'ян. -- В кн.: Перв!сне
  Громадянство та його пережитки на  Укра'щ!.  Кш'в,  1928,  вып.  1;
  Виноградов  Г.  С.  Материалы  для  народного  календаря   русского
  старожилого населения Сибири. Иркутск, 1918; Зернова А. В. Материалы
  по  сельскохозяйственной  магии  в  Дмитровском  уезде.   --   Сов.
  этнография, 1932,  №  3;  Чичеров  В.  И.  Зимний  период  русского
  народного земледельческого календаря  XVI  --  XIX  вв.  М.,  1957.
  Исследование В. И.  Чичерова  может  служить  образцом  широкого  и
  всестороннего исследования  календарной  обрядности;  Пропп  В.  Я.
  Русские аграрные праздники. Л., 1963. Во  избежание  расхождений  с
  этнографической литературой все календарные сроки указываются  мною
  по юлианскому календарю ("старый стиль").

      Народный   календарь,   овеществленный   в   виде    деревянных
  четырехгранных бирок с нарезкой дней, месяцев и праздников, восходит
  ко времени не ранее XVI -- XVII вв. 2 Однако в  нашем  распоряжении
  есть интереснейшие археологические данные о значительно более ранних
  славянских календарях, созданных задолго до Киевской Руси. В 1962 г.
  я обратил внимание на своеобразный неритмичный "орнамент" на сосудах
  Черняховского времени. Два из них происходили из  упомянутого  выше
  сельского святилища в Лепесовке, а один кувшин  был  найден  В.  В.
  Хвойкой в Ромашках по  соседству  с  Черняховым,  давшим  имя  всей
  культуре. Анализ "черт и рез" на этих сосудах привел меня к выводу,
  что здесь перед нами хорошо разработанная календарная система,  при
  помощи  которой  древние  славяне  "чтааху  (считали)   и   гатааху
  (гадали)", т. е. считали дни и месяцы и гадали о будущем 3.
 ----------------------------------
2 Срезневский И. II. Северный резной календарь. СПб., 1874.
      3 Рыбаков Б. А.  Календарь  IV  в.  из  земли  Полян.  --  Сов.
  археология, 1962, № 4, с.  66  --  89;  Rybakov  Boris.  Calendrier
  agraire  et  magique  des  anciens  Polianes.   --   VI   Congresso
  Internacionale delle Scienze Preistoriche  e  Protostoriche.  Roma,
  1966; Рыбаков Б. А. Календарь древних славян.  --  Наука  и  жизнь,
  1962, № 9; Он же. "Черты и резы" древних славян. --  Вокруг  света,
  1970, № 1.

      К настоящему времени известно около  десятка  сосудов,  которые
  можно причислить к сосудам-календарям. Все они происходят из области
  интенсивного славянского земледелия в лесостепной полосе.  Все  они
  относятся к тем благословенным "трояновым векам" (II  --  IV  вв.),
  когда славяне Среднего Поднепровья вели оживленную торговлю  хлебом
  с   Римской   империей,   восприняли    римскую    зерновую    меру
  квадрантал-четверик и  накопили  сотни  кладов  римских  серебряных
  монет, полученных в торговых операциях с причерноморскими купцами.
      Календарные  знаки   на   сосудах,   несомненно   связанные   с
  языческим ритуалом (см. ниже), подразделяются на две категории: одни
  из них изображают все 12 месяцев года, другие же дают  избирательно
  только летний сезон или часть годового цикла -- от новогодних святок
  до конца жатвы. В виду исключительной важности вопроса о календарном
  счете древних славян, приспособленном к языческим молениям о дожде,
  мне придется повторить систему доказательств, приведенную в прежних
  публикациях.

                   Сосуды с обозначением 12 месяцев.

      Первая по времени находка была сделана М. А. Тихановой  в  1957
  г. в Лепесовке. В жертвеннике, сложенном из слоев глины и  черепков
  больших  макотр  --  "обильниц",  два  слоя  состояли  из  разбитых
  фрагментов двух ритуальных чаш. В настоящее  время  чаши  полностью
  реставрированы.  Обе  чаши  представляют  собой  роскошный,  сильно
  увеличенный вариант Черняховских трехручных мисок 4. (Рис. 30).
 ----------------------------------
      4 Следует сказать, что трехручные  миски  практически  неудобны
  -- при захвате  такой  миски  за  две  любые  ручки  центр  тяжести
  оказывается  вне  линии  ручек.  Очевидно,   наличие   трех   ручек
  обусловлено не  практическими  задачами,  а  какими-то  сакральными
  представлениями, связанными с числом 3. Известны более ранние сосуды
  из Приднепровья с рельефным  изображением  трех  человеческих  рук,
  поднятых вверх (Гавриловна). Известен на Балканах новогодний обычай:
  когда месят в квашне тесто для "богача" --  новогоднего  священного
  хлеба, то три женщины трижды поднимают квашню к небу, произнося при
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-